Драма самообороны

28.01.2008, 16:51

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге отец, защищая малолетнего сына, убил насильника. В прокуратуре приняли решение отпустить его под подписку о невыезде.

В городской прокуратуре выясняют детали и обстоятельства новогодней трагедии в Центральном районе. Там отец, встав на защиту малолетнего сына, убил насильника.

Действия отца — Александра Кузнецова — в такой ситуации объяснимы и понятны любому родителю. Однако закон «О самообороне» не дает четких трактовок ситуации.

В последствиях трагической истории разбиралась корреспондент НТВ Катерина Правдина.

В новогоднюю ночь вы с ребенком собираетесь запускать петарды. Ребенок выскакивает на улицу первым, Вы выходите следом за ним и не видите его. Затем начинаете искать его глазами среди толпы, но не обнаруживаете.

В надежде на то, что за время поисков ребенок вернулся домой, тоже возвращаетесь. Вы заходите в подъезд и видите шапку и шарф на полу. В панике поднимаетесь по лестнице и замечаете брошенные штаны. И тут уже в ужасе от того, что могло произойти, со всех ног бежите по лестнице.

Своего сына Александр нашел на втором этаже собственного подъезда. Мальчик лежал на площадке раздетый и с разбитым лицом. На ребенке лежал мужчина. Высвободив мальчика и удостоверившись, что он жив, отец — 30-летний мастер спорта по боксу — вернулся к обидчику и начал бить.

После первых двух ударов он ничего не помнит. Когда очнулся, стоял в наручниках в окружении милиционеров. Человек, который что-то сделал с ребенком, был мертв.

Александр Кузнецов, обвиняемый: «Убивать его я не собирался. Я до сих пор не могу ответить на этот вопрос, потому что лежачего никогда не добивал. Я не могу найти ответа на вопрос, как не справился со своими эмоциями».

Двое суток Александр провел в камере и был выпущен под подписку о невыезде по решению следователя прокуратуры Центрального района. Там уже изучили не только обстоятельства случившегося в ту ночь, но и проверили, не причастен ли напавший на ребенка человек к другим подобным преступлениям.

В прокуратуре не исключают, что уголовное дело может быть переквалифицировано из статьи «Причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека» в статьи, предусматривающие более мягкое наказание.

Павел Выменец, руководитель следственного отдела Следственного комитета при Прокуратуре РФ: «Это дело неординарное. Придется тщательно разбираться. Ведь действия обвиняемого были направлены на то, чтобы защитить пасынка. Поэтому была избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Мы принимаем все для того, чтобы понять, что произошло в новогоднюю ночь».

Не исключено, что судить отца будут по статье «Превышение пределов, необходимых при задержании лица, совершившего преступление». Речь идет о том, что человек, защищая себя или близких ему людей, перешел некую грань в самообороне. Эта грань, говорят юристы, невероятно тонкая и все зависит от суда. Где в данном случае играют роль не только нормы права, но и человеческий фактор.

Константин Крутильников, адвокат: «То, что прописано в законе, не всегда отражается в практике. Суд оценивает каждую деталь, каждую секунду действия. Была ли соразмерность нападения, необходимо ли было именно так реагировать или можно было просто убежать? Суд оценивает все эти обстоятельства. Суд консервативен и он редко дает однозначную квалификацию».

В 90-е годы статьи Уголовного кодекса, прописывающие что такое самооборона, вообще не работали. В начале 2000-х в кодекс внесли изменения. Новая редакция получилась более демократичной и ее стали применять на практике. Некоторые люди, попадавшие в похожие ситуации, сегодня полагают, что лучше было убежать. Но для Александра Кузнецова в то новогоднее утро выбор между настоящим и будущим оказался очевиден.

Читайте также