Атаман Краснов: герой, предатель или мученик?

24.01.2008, 21:34

Видео программы «Сегодня»

В храмах Ростовской области служили панихиды — местные казаки поминали предков, павших в годы репрессий.

Сегодня в храмах Ростовской области служили панихиды — местные казаки поминали предков, павших в годы репрессий. 24 января 1919 года ЦК РКП(б) разослало на места письмо с требованием приструнить казаков, конфисковывая у них продовольствие и оружие. Не подчинившихся предлагалось расстреливать.

Одним из главных тогдашних врагов советской власти был донской атаман Пётр Краснов, боровшийся за отделение казачьих областей от России. Потом была эмиграция и Вторая мировая: для Краснова — вторая попытка сломить красных.

Генерал сотрудничал с немцами, а после войны был выдан англичанами Москве, где его судили и казнили в 1947 году. Теперь казаки требуют реабилитации атамана.

Подробности — у корреспондента НТВ Михаила Антропова.

Более миллиона казаков в начале XX века стали жертвами красного террора. На молебен о погибших раз в год съезжаются потомки тех, кто выжил.

Донской казак Валентин Бузин вспоминает: у него был шанс отомстить советской власти. Агитаторы атамана Краснова пришли в 1943 году в его станицу, приглашали служить под командованием немцев. В последний момент родственники отговорили.

Валентин Бузин: «„Валентин, чего ты надумал? Ты знаешь, куда ты попадаешь? Вы будете карателями у немцев“, — так они мне говорили».

Атаман Пётр Краснов держался за каждый шанс одолеть большевиков. В 1918 году его армия полностью разбила красных на Дону. Тогда он ратовал за то, чтобы отделить казачьи области от России. Но не получилось.

Потом были годы эмиграции и новый шанс — Вторая мировая. Казачьи подразделения в составе Вермахта формировались под его командованием. В 1944 он стал начальником Главного управления казачьих войск. Действовать приходится под протекторатом Германии, но Краснов вновь мечтает о создании автономного Донского государства.

Николай Леденёв, казак: «Сейчас люди почему возмущаются? Потому что не знают историю, ибо она преподавалась нам как бы с большевистской стороны: Краснов был за немцев и против наших советских войск».

Казнили Петра Краснова в 1947 году. Верховный суд вынес ему приговор как изменнику родины, а спустя полвека в 1997 подтвердил: приговор был справедливым. На этот раз казаки заговорили о политической реабилитации. Новость сразу приобрела оттенок скандала.

Николай Коломейцев, публицист: «Сегодня находятся люди, у которых поворачивается язык оправдывать и реабилитировать Краснова, выдавая его чуть ли не за главного патриота».

Константин Хохульников, историк, председатель фонда «Казачье зарубежье»: «Почему все-таки Краснов? Вы знаете, такого огромного литературного наследия, как Петр Николаевич, никто из писателей русского зарубежья не оставил».

Два десятка романов, повести, сборники… Председатель фонда «Казачье зарубежье» уверен: атаман достоин публикации в России. И реабилитировать его нужно хотя бы для того, чтобы спокойно издавать на родине.

Говорят и о других его заслугах. Георгиевский кавалер, путешественник и даже педагог. Но, по мнению историков, черных страниц в биографии атамана эти достоинства не оправдывают.

Борис Соколов, историк: «Его сотрудничество с немцами следует морально осудить. И делать из него героя, на мой взгляд, не очень здорово. Хотя юридически его надо реабилитировать. Но точно также надо реабилитировать и царскую семью».

Политическая реабилитация, на которой настаивают казаки, должна изменить образ Петра Краснова в сознании людей. Они говорят, что надо не осуждать, а понять этого человека.

Владимир Воронии, заместитель войскового атамана Всевеликого войска Донского: «Я вырос в это время, когда нам говорили: вот это черное, вот это белое, вот это красное, хорошее, а это белое и плохое. Мы бы хотели, чтобы люди получили возможность самостоятельно судить о тех или иных процессах или о тех или иных людях».

Примириться с прошлым можно и символически, если по-другому не получается. Красноармейская буденовка, винтовка, по соседству в двух шагах казачья фуражка и шашка… Этот памятник появился в Новочеркасске недавно. И пока это единственный памятник примирения в России.

Донской казак и ветеран Великой Отечественной Валентин Бузин в этот день одну свечку за упокой поставил отдельно — всем погибшим под знаменами атамана Петра Краснова.

Валентин Бузин: «Жалко, конечно, ребят. Они не туда, да и не так пошли».

Читайте также