«Снайперский выстрел» Валентины Ковель

23.01.2008, 15:56

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге вспоминают легендарную актрису БДТ. 23 января Валентине Ковель исполнилось бы 85 лет.

Сегодня исполнилось бы 85 лет народной артистке СССР Валентине Ковель. Более 30 лет она проработала в Большом драматическом театре.

Любая даже незначительная роль в ее исполнении становилась настоящим событием для зрителей. Критики писали, что каждую свою роль она превращала в «точный снайперский выстрел». А вот в кино Ковель снималась редко, не каждый режиссер мог обуздать невероятный темперамент.

О творческом пути великой театральной актрисы рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Рудольф Фурманов, художественный руководитель театра «Русская антреприза им. Андрея Миронова»: «В это время вышел фильм „Евгений Онегин“» и наш острослов Александр Белинский не мог пройти мимо этого эпизода. Во время капустников он придумал шутку, на которую не обижались ни Валя, ни Вадим. Шутка звучала так: «Онегин, я скрывать не стану, как я безумно хохотал,// Когда ты Ларину Татьяну на Вальку Ковель променял».

Валентине Ковель завидовали многие женщины. Выход фильма в 1958 году совпал с ее бракосочетанием с Вадимом Медведевым — самым красивым в то время актером Ленинграда.

Они вместе играли в Александринском театре и вместе решили уйти в БДТ к Товстоногову, когда увидели спектакль «Варвары». В Александринке Ковель играла мало, хотя было несколько лирических ролей. На старых фото той поры ее даже не узнать. Но актрисе хотелось большего.

Появление Валентины Ковель в БДТ не было случайным. Она поняла, что именно Товстоногов сможет выстроить ее актерскую судьбу. Чутье Ковель не подвело. В Ленинграде за весь ХХ век таких острохарактерных актрис было немного.

Дуэт Ковель и Лебедева вышел за рамки спектакля «Энергичные люди». Отдельные сцены часто показывали по телевидению и на концертах. Валентина Ковель, по рассказам коллег, в жизни была такой же эксцентричной и могла крепко выразиться.

Она всегда говорила, то, что думала, за это ее любил питерский бомонд и обожали в театре. История про творческий спор актеров во время репетиции стала театральной байкой.

Сергей Лосев, заслуженный артист России, актер театра АБДТ им. Г. Товстоногова: «Разговор начинается на более высоких тонах, и вдруг на всю сцену раздается ее крик: „Да что же вы так ругаетесь, надо же быть добрее, су…и!“»

Валентина Павловна во время репетиции могла переспорить целый оркестр, когда ей казалось, что подыгрывают не так. Актриса неплохо пела. А в кино она снималась крайне редко: не каждый режиссер мог обуздать ее невероятный темперамент. Хотя и в эпизодических ролях сутенерши из «Рожденных революцией» и пациентки из «Собачьего сердца» ее невозможно было не заметить.

В театре все роли были звездные. После того как по Центральному телевидению показали «Хануму», сваху-неудачницу Кабато полюбила вся страна. И, конечно, кобылу из «Истории лошади». Помимо непререкаемого творческого авторитета Валентина Ковель обладала еще и талантом организатора.

Вениамин Каплан, хранитель музея АБДТ им. Г. Товстоногова: «Она была неформальным лидером в коллективе. Я уже не говорю, что она долго была председателем местного профсоюзного комитета. Ее все звали мама Валя. Это была своеобразная родина-мать, которая шла на защиту всех и всего».

Когда ее случайно увидел итальянец Альдо Николаи он сказал, что таких актрис не встречал никогда. Потом специально для Ковель драматург из Италии прислал свою пьесу. Несмотря на сложный характер, актриса всегда была воплощением оптимизма, которым заражала окружающих . В театре «Антреприза имени А. Миронова» до сих пор висит портрет с ее автографом: «Я хочу, чтобы вы процветали. Так будет».

Читайте также