Тайвань: триумфальное возвращение в прошлое

13.01.2008, 21:14

Видео программы «Сегодня»

На тайваньских парламентских выборах победила оппозиция.

Крупнейшая международная новость дня: на тайваньских парламентских выборах победила оппозиция, и какая! У власти опять оказалась партия «Гоминьдан», некогда безраздельная хозяйка острова. Для полной победы ее лидеру осталось выиграть президентские выборы — они, как и у нас, в марте.

Это совсем не региональная новость, как может показаться. Ведь именно благодаря «Гоминьдану» Тайвань стал фактически вторым Китаем, с существованием которого никогда не смирится Пекин.

Дело на этот раз грозило полномасштабной войной, однако нынешняя победа ему, как убедился корреспондент НТВ Павел Матвеев, скорее на руку.

Законодательный Юань или, понятнее выражаясь, просто парламент Тайваня сегодня приобрел тот вид, который в XX веке имел долгие, долгие годы. Националистическая партия или партия «Гоминьдан», уверенно и красиво вернула себе безусловное звание «партии номер один» не только по возрасту и богатству исторического прошлого, но и по статусу.

В Законодательном Юане у нее будет 81 мандат из 113, то есть более двух третей. Правящая же Демократическая прогрессивная партия (ДПП) получила только 27 мест, хотя рассчитывала на полсотни.

Ма Инцзю, кандидат на пост президента Тайваня от партии «Гоминьдан»: «В последние восемь лет народ страдал. Теперь настало время перемен. Народ наградил нас властью, но нам еще надо ею правильно воспользоваться — так, чтобы оправдать надежды людей».

Тут необходима расшифровка. Последние восемь лет — это период, когда «Гоминьдан» не было у власти, а вот ДПП наоборот была. Впрочем, и здесь надо кое-что пояснить. Причем копать придется глубоко.

Партия «Гоминьдан» сложилась еще в начале XX века, причем не на Тайване, а в материковом Китае. В конце 40-х ведомые генералиссимусом Чан Кай Ши гоминьдановцы схлестнулись за власть с коммунистами Мао Дзедуна — и проиграли. В 49-м на материке появилась КНР, а Чан Кай Ши с остатками армии бежал на Тайвань.

Так они и существовали до конца века. «Гоминьдан» правил Тайванем, называя его Китайской Республикой, а коммунисты — континентальным Китаем, называя его Китайской Народной Республикой — КНР. При этом Тайвань настаивал, что он сам по себе, а КНР, что Тайвань ее провинция, неотделимая часть.

И хотя де-факто Тайвань действительно всегда был сам по себе, де-юре этого никто не признает, кроме горстки стран из тех, что долго приходится искать на карте. И вот восемь лет назад к власти на острове, подвинув «Гоминьдан», пришел лидер демократов, обещая добиться суверенитета и признания ООН.

Житель Тайваня: «Когда Чэнь Шуйбянь выиграл президентские выборы, все были полны надежд на будущее, и я в том числе. Но прошло восемь лет, ничего не изменилось, а если изменилось , то к худшему».

Если ДПП чего за эти годы и добилось, то лишь резкого падения своей популярности. В ООН Тайвань как не пускали, так и не пускают, а от провозглашения независимости удерживают даже лучшие друзья американцы — ссорится с Пекином никому не хочется.

Внутри же страны, вернее территории, полно проблем. Чего стоит одна лавина коррупционных скандалов с участием первых лиц.

Чэнь Шуйбянь, президент Тайваня: «Я должен взять и я беру всю ответственность за поражение на себя. С этого дня я покидаю пост главы партии, чтобы никто не сомневался в моей искренности».

22 марта на Тайване будут выбирать президента, точнее главу исполнительной власти. А поскольку выборы парламента считаются их генеральной репетицией, ДПП есть от чего пригорюниться, а «Гоминьдану» — чему порадоваться.

В Пекине подавляющей победой гоминьдановцев тоже должны быть довольны. Ведь они, в отличие от демократов, выступают за расширение связей с ним, с Пекином, и против объявления юридической независимости Тайваня, то есть за статус-кво. А значит головной боли будет меньше.

Читайте также