Смерть настигла Любимова через неделю после дня рождения

05.10.2014, 13:55

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Театральный мир понес тяжелую утрату. Сегодня не стало прославленного режиссера Юрия Любимова. За свою долгую жизнь он прошел две войны, долгое время работал как актер, а полвека назад основал легендарный Театр на Таганке, ставший символом творческого новаторства. Затем было выдворение из Советского Союза, лишение гражданства, триумфальное возвращение.

В 2011 году Любимов ушел из своего театра. Очередной день рождения Юрий Петрович отметил на этой неделе дома в кругу друзей и семьи, но через несколько дней почувствовал себя плохо, попал в больницу. Но возраст и болезнь оказались сильнее.

Он ставил оперы в Ла Скала, Гранд-опера, Ковент-Гардене, его драматические спектакли по произведениям Достоевского, Пушкина, Булгакова собирали аншлаги в Европе и Америке. О главном детище Юрия Любимова, Театре на Таганке, в 70-х говорили: если хотите понять, что творится в СССР, сходите на Таганку.

Стены его кабинета были исписаны автографами самых известных людей. В глаза бросалась строка: «Театр Любимова — заноза в мозг, и в этом его сила».

Юрий Петрович родился в сентябре 1917 года, его родители, выходцы из крестьянской среды, были по тем временам людьми образованными, зажиточными, страстно любившими книги и театр.

Любимов в 34-м году был принят во вторую студию МХАТа. Во время войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, снимался в кино, пробовал себя в режиссуре, потом преподавал в театральном училище, знаменитой «Щуке». Однажды вместе со своими студентами-третьекурсниками поставил спектакль, «Добрый человек из Сезуана» Бертольта Брехта. Эта была бомба, скандал, провокация даже по меркам оттепели 60-х. Этакий сплав философии и дерзких куплетов.

Спектакль до полусмерти напугал театральный истеблишмент. Постановку назвали антинародной, по Москве ползли невероятные слухи. Спектакль стал бешено популярным. Наконец, его посмотрел председатель президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян и неожиданно посоветовал: Любимов должен создать свой театр. Так начинался Театр на Таганке. Его успех Юрий Петрович объяснял просто: надо много работать, а своим главным достоинством считал трудолюбие.

Юрий Любимов: «Совершенствовать профессию свою нужно до гробовой доски. И другим советую».

В 80-х началась черная полоса. Запретили несколько спектаклей, в том числе в память о Владимире Высоцком. Любимов получал анонимки, кто-то угрожал расправиться с его сыном. Юрий Петрович понял, что жизнь ребенка для него, как и для любого нормального человека, дороже театра. Пришлось уехать из страны. Потом было триумфальное возвращение, внимание, восхищение властей, но осадок остался. О родине он всегда говорил с грустью.

Юрий Любимов: «Счастлив тот народ, чья история идет скучно. Несчастна та страна, которая все время требует героев».

Ему довелось отметить много юбилеев своих и своего театра. Праздновал Любимов широко, устраивал на сцене настоящий балаган. Если обниматься со старыми друзьями, то с разбега. А еще он танцевал и читал вместе с актерами рэп. К своим болезням Любимов относился с юмором, мол врачи сказали, что у него трепещущее сердце. Отлично, что может быть лучше для режиссера?

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также