Посвящение Мейерхольду: Александринка восстановила запрещенный спектакль по лермонтовской драме

19.09.2014, 17:24

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Александринском театре премьера спектакля Валерия Фокина «Воспоминания будущего».

Сегодня в Александринском театре премьера, которая заинтриговала театральный Петербург еще на стадии подготовки. Спектакль Валерия Фокина «Воспоминания будущего» — это восстановленный лермонтовский «Маскарад». Тот самый, который в 1917-ом поставил Всеволод Мейерхольд.

Современную работу уже назвали посвящением Лермонтову. Сам режиссер говорит, что это экспедиция в театральное прошлое. «Воспоминание», по словам Фокина, повторяет «Маскарад» на 85 процентов.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, в самом начале Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, бомба попала в реставрационный склад Александринского театра. Тогда власти распространили информацию, что все декорации и костюмы знаменитого «Маскарада» погибли.

На самом деле, это оказалось легендой. Эпизод с разбомбленными театральными мастерскими оказался лишь поводом для того, чтобы снять спектакль опального режиссера. После расстрела Мейерхольда «Маскарад» шел без упоминания на афишах автора постановки.

Признаться в том, что подпольно сберегли костюмы и мебель к легендарному спектаклю сотрудники театра смогли только в постсоветское время. Сегодня большая часть предметов находится в Александринке, другие вместе с эскизами — в театральном музее.

Все это помогло восстановить замысел Александра Головина. В новой версии приемы старой сценографии удалось соединить с современными театральными технологиями. Персонажи появляются, словно заключенные в стеклянные музейные витрины.

Валерий Фокин, режиссер-постановщик, художественный руководитель Александринского театра, народный артист России: «Как только мы начали восстанавливать мизансцены, как только мы начали восстанавливать элементы мебели, то мы столкнулись с тем, что играть-то тоже надо, как играли тогда. Потому что мизансцены — это результат определенного состояния, поведения».

Можно воссоздать спектакль. Невозможно воскресить императорскую Александринку. В театре настаивают: это лишь стилизация. Если нельзя также сыграть, нужно хотя бы повторить интонацию, которая сохранилась в записях так называемой речевой партитуры.

Елена Вожакина, исполнительница роли Нины: «Понятно, что в жизни мы так никогда не скажем, как здесь. Партитура сложная. Мы мучаемся, бьемся, перечитываем партитуру и будем это делать перед каждым спектаклем. Я уверена».

Подробности — в сюжете НТВ.

Читайте также