Творческий талисман режиссера Рязанова

15.11.2007, 19:46

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Мастеру отечественного кино Эльдару Рязанову исполняется 80 лет. Многие фильмы режиссера снимались в Ленинграде-Петербурге и это имело глубокий смысл.

Мастеру отечественного кино Эльдару Рязанову исполняется 80 лет. И хотя сам юбилей только 18 ноября, поздравлять режиссера уже начали. Так, в Москве прошел праздничный концерт.

Петербург наверняка не останется в стороне от торжеств. Тем более, что москвич Рязанов снял девять фильмов в городе на Неве.

О ленинградско-петербургской странице в творчестве режиссера рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Первый из ленинградских фильмов Эльдара Рязанова мало кто помнит. Документальную ленту снимали в 1951 году и посвятили столетию Октябрьской железной дороги.

Но картина 50-летней давности в некотором смысле повлияла на все творчество мастера. По его словам, он сердцем связан с дорогой, соединяющей две столицы.

С тех пор Ленинград для московского режиссера словно стал талисманом. У Рязанова либо действие разворачивалось в городе на Неве, либо снималось несколько эпизодов.

Героиня Лии Ахеджаковой в «Гараже» спешит на собрание, пробегая мимо экспонатов петербургского зоологического музея. Хотя весь фильм был снят в Москве, где есть точно такой же музей.

Стены Петропавловской крепости удачно подошли для антуража небольшого городка, взбудораженного появлением гусарского полка. Так или иначе Эльдар Рязанов снял девять фильмов о Ленинграде-Петербурге.

По залу ожидания Витебского вокзала Людмила Гурченко прошлась своей знаменитой походкой. Конечно, ленинградцы, в отличии от всей страны, не задавали вопрос, где Эльдар Рязанов снимал «Вокзал для двоих».

Фермы Витебского вокзала не узнать невозможно. Режиссер для своего провинциального Заступинска выбрал столичный вокзал с витиеватой архитектурой.

Сотрудники вокзала до сих пор помнят съемки этого фильма. Эффектный вынос подноса Людмила Гурченко репетировала на глазах у десятков любопытных. Высокие каблуки добавляли буфетчице Вере шарма. Актрисе сочувствовали и восхищались ее ловкостью.

Валентина Кожевникова, дежурный по Витебскому вокзалу: «Она зашла в Картинный зал, поставила поднос на скамейку, поправила прическу и с выражением „Ну, хотя бы поменьше есть заказывали“ пошла к столам».

На вокзале многое изменилось: не осталось старой буфетной стойки и нет сотрудницы, которая так и вошла в историю. Пассажиры еще несколько лет узнавали буфетчицу на Витебском. Люди, сдавали билеты, ради возможности мелькнуть в кадре у самого Рязанова.

Для массовки режиссеру требовалось много народу, лица в кадре должны были постоянно меняться, как на вокзале. По несколько сотен статистов умудрялась набрать сотрудница «Ленфильма» Лидия Доротенко. Она справилась и с другой задачей — найти вора. Артистам эта роль оказалась не под силу.

Лидия Доротенко, ассистент режиссера: «Это был настоящий вор. Гурченко его когда увидела, сказала, что он актер от Бога. А Рязанов попросил, чтобы его караулили. Он все отыграл, но в Москву не поехал».

Гонорар за съёмки в эпизоде с пропажей бумажника карманник не взял. Кстати, деревянные диваны, где по сценарию укладывались спать герои, по сей день служат пассажирам.

Правда, Витебский вокзал Ленинграда превратился в провинциальный Заступинский не столько из-за романтических привязанностей Эльдара Рязанова, сколько из-за занятости в театре исполнителя главной роли Олега Басилашвили.

Читайте также