Эрмитажные рукодельницы вышивают геральдическое семейство императорских орлов

21.08.2014, 19:24

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Малом тронном зале Эрмитажа приступили к обновлению 254 орлов, вышитых на бархате.

В главном музее Петербурга специалисты продолжают восстанавливать интерьеры. В ближайшие месяцы предстоит обновить более 200 орлов, вышитых на бархате. Эта кропотливая работа — последняя в масштабной реставрации одного из самых красивых залов Зимнего дворца. Недавно его открыли для посещения. Все работы приурочены к 250-летию Государственного Эрмитажа.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Старинной вышивки оказалось так много, что для ее реставрации понадобились сразу три зала. В небольшой лаборатории тканей Эрмитажа просто невозможно разместить все бархатные панели.

Марина Денисова, завлабораторией научной реставрации тканей Эрмитажа: «Это искусство высокого уровня, оно прекрасно сделано. Но, на самом деле, здесь использовано несколько техник вышивки. Есть золотое шитье, и вытканные на станке орлы, после украшены вышивкой и пришитые на бархат как аппликативные детали. Мы повторяем всю эту работу».

Мастерам предстоит снять со старого бархата и после очистки возвратить и укрепить на прежних местах целое геральдическое семейство пернатых: 244 малых двуглавых орла и десять больших.

Новый бархат, как и прежний императорский, заказывали в Лионе. Там, к счастью, сохранились старинные станки, с помощью них смогли воспроизвести аутентичные образцы. С аппликациями орлов оказалось сложнее.

Очистить их перышки из серебряной нити от полуторавековой пыли и увидеть тонкий слой позолоты смогли с помощью лазера. Насколько глобальны работы можно оценить по количеству деталей — их 7200. Каждая пронумерована и должна вернуться на свое историческое место.

Кажется, совсем не случайно весь процесс происходит под Петровским оком. В каждом зале русского искусства со шпалеры, картины или воплощенный в воске сам Пётр Алексеевич наблюдает за тем, как мастерицы проделывают тончайшую работу.

Малый тронный зал Зимнего дворца создан в память о Петре I. Пока зал открыт без восстановленных золотых орлов и с синтетическим бархатом на стенах. Здесь проходит неиссякаемый туристический поток из Фельдмаршальского зала в Гербовый.

Валерий Лукин, главный архитектор Эрмитажа: «Здесь у нас практически раз в пять лет начисто вынашивался паркет. Просто его уносили. Мы пробовали поставить дорожки, застелить тканью или прозрачным пластиком».

Исторический наборный паркет спасли с помощью специального лака. Теперь защитный слой сберегает набранный узор из розового амаранта и черного дерева — всего девять пород. Вернули также первоначальный блеск позолоты и восстановили утраченные фрагменты. Но настолько деликатно, что новое не отличить от старого.

Кстати, старая позолота сохранилась так хорошо, что мастерам понадобилось всего 700 граммов золота. Например, на вензеле, в котором переплелись латинские буквы Р (Peter Primo), то есть Первый, были несколько обновлены. Реставрацию одного из самых эффектных залов Эрмитажа зафиксировали даже документалисты из Великобритании.

Реставрация зала коснулась и тронного места. Возможно, впервые с первой половины XIX века был вскрыт подиум. Всю конструкцию — исторические балки и пол — заменили. Дерево от времени и недостатка воздуха оказалось сильно деструктировано. Поэтому пришлось устанавливать современную систему вентиляции и климат-контроль. Внимательные посетители теперь могут заметить современные пластмассовые решетки.

В Эрмитаже хранится картина Сергея Зырянко. На холсте — петровский зал еще в монферрановском решении — с одинарными пилястрами. Но при реконструкции после пожара 1837 года деревянные перекрытия заменили более тяжелыми металлическими.

С тех пор их удерживают двойные пилястры, установленные Стасовым. Сегодня туристы вновь восхищаются одним из самых эффектных залов Эрмитажа, в который вернулась и отреставрированная копия серебряного трона Анны Иоанновны.

Читайте также