В Русском музее показывают эволюцию семейного портрета

13.08.2014, 21:16

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В корпусе Бенуа открылась выставка, которую с особенным трепетом ждали многие петербуржцы.

Речь идет о тех горожанах, кто принял участие в составлении экспозиции «Портрет семьи», прислав в Русский музей фотографии из личных архивов. Но основная часть это, конечно же, работы профессиональных художников из государственных собраний и частных коллекций.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко оценила портреты.

Алтарь семейных ценностей с точки зрения современных художников невозможно воздвигнуть без иронии. Но три века назад «матерь» и «батерь» выглядели совсем иначе. Часто о родственных узах изображенных автор сообщал лишь полунамеком.

Деликатная симметрия в полотнах Аргунова, Рокотова и Боровиковского — это перекличка поз, жестов и взглядов. Телесные выражения чувств в работах последнего появятся позже, когда в моду войдут идиллические семейные портреты на фоне пейзажа. Не менее сентиментальными выходили полотна, созданные по принципу «картина в картине». На экспозиции можно встретить сразу несколько таких семейных портретов. Например, Леонтия Бенуа.

Евгения Петрова, заместитель директора Государственного Русского музея по научной работе: «Совершенно потрясающая милость этого семейства, потому что художнику нужно было всех обязательно включить. На этом портрете просто все включены. И даже у девушки слева рука, согнутая в локтях, нарисована плохо, потому что он ее не поместил».

Семья художника и семья купца, семья крестьянина и семья целинника. В ХХ веке портретное сходство стало не главным. Наступала эпоха собирательных образов. Взаимоотношения уходили на второй план, акцент делался на профессиональную принадлежность пары.

Эту тенденцию искусствоведы объясняют просто: в XVIII-XIX веках семейный портрет писали осознанно, на заказ. В советские времена такую роскошь могла позволить себе лишь партийная элита, но приватную жизнь она не афишировала.

Любовь Шакирова, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XXI века Государственного Русского музея: «Только Михаил Сергеевич Горбачёв стал вровень со своей супругой, и она стала публичной. К сожалению, в нашем изобразительном искусстве этот судьбоносный момент не отразился. А до этого частная жизнь вождя тоже была скрыта от глаз посторонних».

Сегодня отношение к ячейке общества изменилось. Для экспозиции в Русском музее фото из своих семейных архивов представили полторы сотни петербуржцев. На некоторых снимках персоны известные и узнаваемые. И хотя у входа в корпус Бенуа уличные художники по-прежнему рисуют незамужних романтичных незнакомок, организаторы выставки верят: пик моды на заказные семейные портреты не за горами.

Читайте также