В день скорби футболисты сыграли вничью

20.10.2007, 21:31

Видео программы «Сегодня»

На большую арену «Лужников» вышли ветераны московского «Спартака» и голландского «Хаарлема».

На большую арену «Лужников» вышли ветераны московского «Спартака» и голландского «Хаарлема». Однако это не был товарищеский поединок или дружеская встреча. Это была игра памяти погибших.

Ровно 25 лет назад во время матча тех же самых футболистов на трибунах разыгралась одна из самых страшных трагедий в истории российского футбола.

Тем октябрьским вечером в Москве было чуть холоднее, чем сегодня, и из-за гололеда и недосмотра организаторов на Восточной трибуне началась массовая давка.

По официальным данным, ее жертвами стали 66 человек. По неофициальным — гораздо больше. В советской печати об этой катастрофе не сообщали. Появилось лишь несколько строчек в «Вечерней Москве»: «В „Лужниках“ после футбольного матча произошел несчастный случай, среди болельщиков имеются пострадавшие».

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков поднял архивы и встретился со свидетелями.

В этот день никто не спешил сразу на стадион. Около памятника рядом с ареной с утра собрались сотни людей. Рядовой для московского «Спартака» матч с голландским «Хаарлемом» теперь известен как самая кровавая трагедия на стадионах за всю историю страны.

Как и 25 лет назад, «Спартак» и «Хаарлем» снова вышли на поле. Старались даже стартовые составы сохранить такими, какими они были 20 октября 1982 года. Как и тогда, «Спартак» имеет территориальное преимущество. Но «Хаарлем» остро контратакует.

Только болельщики теперь выглядят совсем по-другому. В начале 80-х пронести красно-белый шарф на стадион считалось большой удачей, да и кричать на любых спортивных матчах с места можно было только две утвержденные сверху кричалки: «Молодцы, молодцы!» и «Шайбу! Шайбу!»

В октябре 1982 года после этого матча, по официальным данным, погибли 66 болельщиков. Но до сих пор очевидцы уверены в том, что жертв было гораздо больше.

Александр Педаев, очевидец: «Второй, следовательно, победный гол Швецова мы встретили уже практически возле лестницы. Дверь была открыта на выход».

Александру и Виктору тогда еще не было и 16 лет. Они вспоминают, что в конце матча решили пораньше уйти со стадиона.

Виктор Шатилов, очевидец: «Раздался крик, и все поняли, что забили гол. Толпа с лестницы рванула смотреть на поле. Но в это время другие зрители уже спускались с трибуны. Получилось, что и покидающие стадион и желающие досмотреть финальные минуты стремительно направились в разные стороны, но в районе одного выхода».

Александр Педаев, очевидец: «Под напором людей сломалось все: двери отлетали, перила трещали. Люди, шедшие по лестнице, начали падать друг на друга. Из толпы зрители выбрались, но в сутолоке было сложно сориентироваться».

Виктор Шатилов, очевидец: «Иностранцы, скорее всего, начали снимать давку. К ним подбежали милиционеры и заставили засветить пленки».

Съемки того матча практически не сохранились, остались короткие эпизоды. На редких кадрах запечатлена раздевалка голландцев, а также моменты подготовки спартаковцев.

В архиве удалось найти только несколько секунд любительского видео. Сразу после матча милиция блокирует проход и бежит под трибуны, где произошла давка.

Сын Раисы Михайловны в тот вечер тоже был на стадионе, хотя родители долго отговаривали Олега туда идти, мотивируя свои просьбы плохой погодой. В 1982 году в этот день было минус 8 градусов, что довольно холодно для середины октября.

Раиса Викторова, мать погибшего Олега Викторова: «Сын мне все время повторял: мам, если я не пойду, другие не пойдут, кто же за наших ребят-то поболеет? Отец ему дал деньги и поцеловал в дверях. Больше мы Олежку не видели».

Родители погибших тогда требовали дополнительного расследования. Но только спустя 7 лет об этой трагедии написали в газете «Советский спорт».

Голландский клуб предложил провести матч памяти, а деньги перечислить семьям погибших. Сразу после игры Сергей Швецов заметил, что лучше бы промахнулся тогда на последней минуте.

Сергей Швецов, в 1982 году — игрок футбольной команды «Спапртак»: «Лучше бы я тогда не забивал этот гол. Люди бы не стремились снова на трибуны, давки бы такой не произошло».

В этом матче «Спартак» и «Хаарлем» сыграли вничью (2:2), но даже вернувшись в гостиницу, голландцы все время твердят о встрече 1982 года.

Эдвард Метгод, в 1982 году — игрок футбольной команды «Хаарлем»: «О том, что случилось в „Лужниках“ после нашей игры, я узнал только лет через семь. Я был шокирован, ведь прошли годы, а мы ничего и не знали».

В «Лужниках» трибуны после игры долго не закрывали. До самого вечера люди несли сюда цветы.

Читайте также