Ельцин оказался в центре «хаоса»

17.10.2007, 22:23

Видео программы «Сегодня»

В Москве выбрали лучший проект неформального памятника Борису Ельцину.

В Москве выбрали лучший проект неформального памятника Борису Ельцину. Конкурс организовал Музей актуального искусства. Целый месяц на его сайте шло голосование, и из 70 работ победила самая радикальная — сюрреалистическая конструкция под названием «Биоморфный черный монстр», изображающая Ельцина на руинах страны.

Теперь музей мечтает установить этот памятник на Лубянской площади — там, где раньше стоял Дзержинский. Семья Ельцина, сначала поддержавшая конкурс, заявила, что к выбору победителя не имела никакого отношения.

Корреспондент НТВ Айрат Шавалиев попытался выяснить, есть ли у макета шанс стать памятником.

В последний раз из больших зеленых букв собирают Ельцина. Конкурс памятников завершен. Этот проект проиграл в финале. Монументальная надпись — такие до сих пор стоят на въездах в российские города — играет «Калинку», под которую первый президент России дирижировал оркестром. Рядом свой объект разбирает художник Лена Хейдис. Гигантский бутерброд с Борисом Ельциным на вершине показался публике неаппетитным — отсеяли сразу.

Лена Хейдис, художник: «Он сидит на большом Биг-Маке. Здесь символ благосостояния советского времени: колбаса, доллар и так далее. Так как вся российская экономика в то время была повязана на долларах, здесь эти доллары видны».

В этом Музее актуального искусства Шишкина или Айвазовского не увидишь, но выбор публики своим радикализмом удивил даже организаторов. Объект под названием «Биоморфное чудище» — победитель конкурса на памятник Борису Ельцину.

Игорь Маркин, директор музея актуального искусства, организатор конкурса: «Она, эта работа, символизирует хаос и распад СССР. Если эпоха Ельцина большинству людей запомнилась именно этим, значит, именно таким и должен быть памятник».

Это словно последствия страшного взрыва. Самый большой осколок — Россия. Те, что поменьше, — союзные республики. Впрочем, на то и современное искусство, что каждый трактует, как хочет. Художник Дмитрий Каварга даже по случаю победы не покинул мастерской. С реальным миром общается только виртуально, с помощью электронной почты.

Дмитрий Каварга, художник: «На вершине накренившейся России стоит фигура Ельцина, а остальные, перевернутые фигурки, это все мы в тот период. В 90-е целая страна осталась в состоянии деструкции и распада. Миллионы людей испытали ощущение опрокидывания и зависания над бездной».

Чудище едва не проиграло зайчику. Аллегорическая фигура то ли держит, то ли толкает столб, символизирующий Россию. Идея конкурса была поддержана Фондом Бориса Ельцина. Против иронии, говорят организаторы, тогда никто не возражал.

Игорь Маркин, директор музея актуального искусства, организатор конкурса: «Ельцин сам был очень несерьезный человек и очень ироничный. Поэтому любая ирония в монументе, посвященном ему, я считаю, абсолютно уместна. Мы об этом говорили и с Татьяной Борисовной Дьяченко. В принципе, это всё допускалось».

А теперь мысленно увеличьте объекты в 20 раз и попробуйте представить его на улице Москвы. Станет понятно, что борьба автора за судьбу своего творения только начинается. Тем более, что и место для памятника предполагается самое центральное — Лубянская площадь. После объявления итогов стало понятно, что в Фонде Бориса Ельцина, кажется, недооценивали степень смелости художников.

Родственники хаоса не хотят: «Члены семьи Бориса Николаевича не имели никакого отношения ни к отбору макетов, ни к выбору победителя, ни к одобрению какого-либо из макетов. Более того: мы бы возражали, если бы встал вопрос об установке подобного монумента где-либо».

По закону, заявка на памятник теперь должна отправиться в столичную комиссию по монументальному искусству. Ее председатель, Сергей Петров, уже видел проекты и победителей, и проигравших. Триумфа современного искусства, тем более на Лубянской площади, он не обещает.

Сергей Петров, председатель комиссии по монументальному искусству при Московской городской думе: «Там есть насмешка какая-то, понимаете? Это все-таки глава государства. Наверное, не следует этого делать».

Инициаторы конкурса туманность перспектив понимают, но не отчаиваются. Тем более, что и борьбу за установку памятника тоже можно превратить в предмет актуального искусства.

Игорь Маркин, директор музея актуального искусства, организатор конкурса: «Мы поборемся, а дальше посмотрим. В конце концов, Ельцин тоже боролся — и стал президентом этой страны».

Читайте также