Петербуржцы увидели своих праотцов

09.10.2007, 15:16

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Кунсткамере открылась выставка к 100-летию ученого Михаила Герасимова — антрополога и археолога. В экспозиции представили его работы — документальные реконструкции древних людей.

Лица далеких предков представили в Кунсткамере. Там открылась выставка к 100-летию известного ученого Михаила Герасимова — антрополога, скульптора и археолога. Ему принадлежит метод реконструкции лица по черепу.

Одни считают Герасимова творцом, а другие — воинствующим атеистом. Корреспондент НТВ Юлия Олещенко внимательно рассмотрела работы ученого-антрополога.

Как выглядел человек пять тысяч веков назад? Ответить на этот вопрос сегодня мы можем благодаря российскому антропологу Михаилу Герасимову. К 100-летнему юбилею ученого в Кунсткамере выставили лучшие его работы — документальные реконструкции древних людей от синантропов до кроманьонцев.

Валерий Хартанович, заведующий отделом антропологии музея антропологии и этнографии (Кунсткамера): «Он разрабатывал методики соотношений мягких тканей с костями черепа, поэтому то. что мы можем видеть на экспозиции, — это не столько художественный вымысел, сколько научная достоверная реконструкция. Но при этом он был талантливейшим скульптором: здесь видны некоторые , которые он создавал с использованием техники резьбы по дереву».

Под стеклом отдельной витрины миниатюры, собственноручно вырезанные Герасимовым в подарок коллегам. Он одинаково виртуозно владел инструментами археолога, хирурга и скульптора.

Если бы облик 10-летнего неандертальца воссоздавал не Михаил Герасимов, а компьютерная программа, он вряд ли получился бы таким живым. По крайней мере, так считают коллеги знаменитого профессора. Интересно, что свою методику он разработал с помощью закопченной швейной иглы.

Исследуя лица умерших, он погружал иглу в мягкие ткани, пока та не упиралась в кости черепа, а потом производил замеры. В конце 20-х годов прошлого столетия возможности использовать ультразвук не было. Только спустя четверть века его труды получили официальное признание.

Приехавшая на открытие выставки старшая дочь Герасимова призналась, что даже после получения Сталинской премии отцу нередко приходилось работать на кухне.

Маргарита Герасимова, дочь Михаила Герасимова: «Мы жили очень тесно, и отец любил работать на кухне. Он лепил на коленях. Мы с детства привыкли, что черепа — это что-то естественное и вовсе не страшное».

Редкие снимки из семейного архива демонстрируют воспоминания об археологических экспедициях. Все, кто знал Герасимова лично, утверждают, что это был человек с отличным чувством юмора.

Леонид Яблонский, доктор исторических наук, заведующий отделом Института археологии РАН: «Когда я пришел, он посадил меня напротив и сказал, не здороваясь: „Значит так. Я стал толстый. Я еще могу прыгать в могилы, а выпрыгивать не могу. Поэтому прыгать в могилы будешь ты. За это я научу тебя восстанавливать лицо по черепу“».

Сегодня наследие профессора Герасимова хранится в нескольких музея России. Петербургская экспозиция ценна тем, что рассказывает об антропологии с человеческим лицом. И в этом случае, конечно, речь идет не только о лицах далеких предков.

Читайте также