Архитектурный дебют Кваренги дождался реставрации

02.10.2007, 16:10

Реставраторы Царского села работают над уникальным объектом — концертным залом, созданным гениальным зодчим Джакомо Кваренги. Состояние памятника мастера называли ужасающим.

В Царском селе реставраторы работают над уникальным объектом — концертным залом, созданным гениальным зодчим Джакомо Кваренги.

К приходу специалистов состояние памятника архитектуры было не просто плачевным, а ужасающим.

С чем столкнулись царскосельские специалисты в процессе реставрации, узнала корреспондент НТВ Юлия Олещенко.

Концертный зал в Екатерининском парке Царского села стал дебютом в России великого Джакомо Кваренги. Итальянский архитектор возводил его как зал для музыки с двумя кабинетами и храмом Цереры. Но сама императрица предпочитала называть его просто концертным залом.

Ирина Степаненко, старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Царское село»: «Здесь изумительная акустика, поэтому здесь предпочитали проводить концерты. При чем на концертах подавали закуски и угощения. Рядом с павильоном находится кухня-руина, где подогревали еду».

В годы советской власти в роскошных интерьерах, созданных итальянскими и русскими мастерами XVIII века, обосновались библиотека и клуб, где тоже активно музицировали.

Железные стулья и тяжелый рояль устанавливали прямо на уникальную античную мозаику «Похищение Европы» в обрамлении цветных мозаичных орнаментов I-II веков нашей эры.

Сегодня драгоценный пол павильона на время реставрации укрыт досками. Ее этот памятник архитектуры ждал больше полувека. Так близко живопись на потолке не увидит никто из будущих экскурсантов. На многометровые леса может подняться лишь реставратор.

После тщательного исследования обнаружилось, что некоторые фрагменты, изначально написанные медовыми красками, пытались реставрировать в более позднее время.

Константин Ефимов, реставратор: «В ультрафиолете фрагменты потолочной живописи светятся с фиолетовым оттенком. Это говорит о том, что данные участки были написаны титановыми белилами. А титановые белила открыли лишь в начале XX века».

Активно восстанавливать концертный зал начали этой весной. Реставраторы сразу назвали этот объект крайне сложным. Конструкция кровли оказалась настолько ветхой, что прогиб потолка с живописными шедеврами составил полметра.

Геннадий Кравец, руководитель реставрационных работ: «Внизу были созданы специальные силовые леса и установлены восемнадцать домкратов. И этими домкратами миллиметр за миллиметром равномерно с контролем поверхности выжимался весь потолок наверх».

Специально спроектированный металлический каркас, поддерживающий исторические сосновые балки, сохранится здесь навсегда. Сотрудники музея, много лет ожидавшие спасения уникальных интерьеров, теперь видят в былом промедлении особый смысл. Ведь сегодня в руках у реставраторов новейшие технологии, позволяющие не допустить даже намека на грубый новодел.

Концертный зал находится на острове, попасть на который можно, воспользовавшись одним из нескольких мостиков. Такие переправы стали одними из первых в Европе металлических мостов.

Чтобы сохранить уникальное строение, которому более 220 лет, на время работ реставраторы установили специальный пандус, по которому доставляли на остров тяжелую технику и металлические леса. Через два года, когда восстановительные работы будут полностью завершены, временную конструкцию разберут.

И тогда вновь засияют позолотой бронзовые детали моста. Если верить руководству музея-заповедника, здесь появится дополнительный пост охраны.

Читайте также