Фермерам мешает бюрократия

24.08.2007, 14:53

В Ленинградской области зарегистрировано 4,5 тысячи фермеров. Но о численности подсобных хозяйств статистика умалчивает, хотя в них трудятся тысячи областных жителей.

В Ленинградской области зарегистрировано 4,5 тысячи фермеров, но работают из них только 800. При этом получают прибыль и успешно ведут хозяйство примерно 350 человек.

Между тем статистика не учитывает подсобные хозяйства, которых достаточно много в области.

Корреспондент НТВ Наталья Дубровская отправилась в Лужский район Ленобласти и провела один день в подсобном хозяйстве.

Здесь каждый день похож на предыдущий. Режим нарушать нельзя, но иногда дисциплина все же хромает: птицы могут бойкотировать коллективное купание. Водные процедуры в хозяйском пруду обязательны, но почему сегодня гуси в водоем так и не полезли, осталось загадкой.

Кажется, у животных тут своя жизнь. С тех пор как не стало лидера барана, безрогий козел с именем Карлос бдительно охраняет небольшую отару овец.

Карлос занял вакантное место, из заместителя за сутки превратившись в главу. За сменой власти и настроений внимательно следит семья фермеров. Если подопечные начнут нервничать, это сразу отразится на качестве шерсти или весе.

Так начинается день тысяч людей. Фермеры на ногах с семи утра, работают обычно до захода солнца. В первую очередь, нужно накормить животных. Остальные дела подождут. У каждого вида свой рацион.

На первый взгляд, приготовить завтрак для свиней просто: нужно смешать хлеб, корм и воду. Но это только видимость. Чтобы едоки поправлялись и были здоровы, вода обязательно должна быть теплой: для этого прямо посреди огорода поставили печь. В топку постоянно подкидывают дрова, желательно, чтобы температура не менялась.

Оксана, помощник фермера: «У свиней должна быть теплая еда. Это обязательно. От этого зависит рост, здоровье свиней».

На ферме уживаются послушные козы, строптивые молодые бычки и шумные птицы. Тут только пернатых более 20 видов. Редкие породы заводят не для продажи, для души.

Башкирская хохлатка или китайская шелковая утка в подобных хозяйствах почти не встречаются. Нато поселилась на ферме в Больших Озерцах около года назад. До этого жила в Петербурге: семья переехала в Россию в 1994 году, после начала войны в Абхазии. Освоить жизнь на земле оказалось легче, чем привыкнуть к городской суете.

Нато Елисеева, фермер: «Я же в Абхазии родилась, 17 лет жила там и видела, как занимались животноводством мои деды, бабушки, мама. Видимо, от этого и потянуло».

С коровой Милкой как-то сразу удалось найти общий язык: в день Нато получает до 40 литров молока. С такими результатами за покупками ходить нет необходимости. Сациви и хачапури (в меню всегда есть что-то из национальной кухни) готовят сами и исключительно из своего сырья. Магазинные творог, сыр и масло здесь не признают.

Это называется подсобное хозяйство — то есть эти предприниматели сами по себе. Сначала хотели вступить в фермерское сообщество, но передумали: на оформление бумаг требуется слишком много времени. А времени нет. Сегодня, к примеру, необходимо срочно прекратить неразбериху: свиньи ютятся в гусятнике, птенцы живут вместе с людьми, а бычки в загоне на улице.

В июле на ферме сгорел хлев, погибло две тысячи его обитателей. К осени до первых дождей и холодов нужно успеть достроить новый дом для животных. И тогда сюда снова вернется размеренная фермерская жизнь, в которой каждый день похож на предыдущий.

Читайте также