«Это бессмысленная цензура»: петербургские режиссеры критикуют новые правила кинопроката

17.07.2014, 20:47

Видеосюжет: Катерина Правдина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Введение прокатных удостоверений на отечественные фильмы, демонстрирующиеся на фестивалях, вызвало бурю негодования в профессиональном сообществе.

Для киноманов наступают нелегкие времена. По новым правилам с 1 июля так называемые прокатные удостоверения должны получать все аудиовизуальные произведения: будь то короткометражный или даже анимационный фильм, причем не только выходящие на широкий экран, но и участвующие в фестивалях. Организаторы кинофорумов считают, что подобные нормы неприемлемы и уже обратились с открытым письмом к общественности.

Корреспондент НТВ Катерина Правдина выясняла, будет ли кино в Петербурге.

Свой второй документальный фильм Дарья Орхан снимала с 2012 года. Сейчас идет пост-продакшн. Кино о панке, хиппи и анархисте, ищущих смысл жизни. Понятно, что некоммерческое и рассчитано на фестивальные показы. В программу которых молодым режиссерам теперь попасть кажется весьма затруднительно.

Дарья Орхан, режиссер: «Возможно, мне придется оформлять всю студию как ИП. В год такие предприятия платят налоги в размере 20–25 тысяч. А дальше я должна оформить договор с композитором, с одним из героев музыкантом. Получается, должна ехать в Москву».

То, что для полного метра привычно (для широкого проката получение министерского удостоверения и раньше было обязательным), для короткого то же, что положить под сукно. Международный кинофестиваль Open Cinema в этом году включил в конкурсную программу 22 работы. Удостоверение есть лишь у 7. Это значит, что показ остальных лент будет нелегитимен или вообще не состоится.

Тамара Ларина, арт-директор Международного фестиваля короткометражного кино и анимации Open Cinema: «Фестиваль пройдет с 1 по 6 августа. И в этот срок фестивалю просто не решить этих проблем. Тем самым этот закон ставит под угрозу показ национальной программы Open Cinema. Те режиссеры, которые снимали 5, 6 лет назад, даже если они захотят в ретроспективном режиме появиться на фестивале, для них это тоже будет проблема. Пойдут ли они получать это удостоверение для разового показа на каком-нибудь фестивале? Я думаю, что нет».

В своем обращении Open Cinema указывает на абсурдность нововведений. Законодательные нормы, предписывающие заботиться о нравственности нации, почему-то не распространяются на зарубежные ленты.

Иностранным режиссерам анимации, документалистики и короткого метра удостоверение не требуется, а значит, в российском Министерстве культуры не будут искать в их творчестве пропаганду жестокости, насилия и сведения о методах изготовления наркотиков.

Константин Лопушанский, режиссер: «Речь идет о цензуре — цензуре глупой и бессмысленной, которая не будет способствовать подъему морального состояния общества. Это абсолютно бессмысленно. Так сложилось, что фестивальная площадка наиболее продвинута. Она в большей степени позволяет себе какие-то эксперименты, эстетические и драматургические».

Экспериментировать российские режиссеры вряд ли перестанут. Скорее, откажутся от прохождения административных барьеров. И потом, кто эти эксперты, которые будут определять уровень жестокости и анализировать степень воздействия и по каким критериям?

Министерство культуры отреагировало на критику в свой адрес и обещало откорректировать злополучный пункт закона, то есть отменить прокатные удостоверения для показа лент на российских фестивалях. Но произойти это может только осенью, когда этот фестивальный сезон уже закончится.

Читайте также