Децибелы «роллингов» понравились не всем

30.07.2007, 14:50

Эрмитаж начал проводить исследования о негативном влиянии сильного звука на Зимний дворец. Концерт «Роллинг Стоунз» стал первой возможностью измерить воздействие музыки на исторические интерьеры.

Эрмитаж начал проводить исследования о негативном влиянии сильного звука на Зимний дворец. Концерт «Роллинг Стоунз» (The Rolling Stones) стал первой возможностью измерить воздействие музыки на исторические интерьеры.

Аналогичную процедуру по просьбе музейщиков специалисты проделывали на концертах «Скорпионс» (The Scorpions), Пола Маккартни (Paul MacCarthney) и Элтона Джона (Elton John).

Однако к приезду в Петербург «Роллинг Стоунз» технологию измерения уровня звука усовершенствовали.

Какие частоты наиболее всего опасны для исторических интерьеров главного музея России, выяснял корреспондент НТВ Илья Федосов.

Инженеры-измерители выдвинулись на свои позиции в залах французского искусства в тот момент, когда на площади техники еще готовили сцену к выходу «Роллинг Стоунз».

«Не пропустить бы начало», — сказал кто-то из присутствующих. «Не беспокойтесь, не пропустим», — пошутили иженеры, расставляя свою аппаратуру. Шутка стала понятной, когда приборы дружно зарегистрировали мощный приветственный крик Мика Джаггера: «Добрый вечер, Питер!»

Те, кто стоял на площади, называли это рок-музыкой. Те, кто в Эрмитаже — акустическим воздействием, которое можно и нужно измерять.

Александр Паляничка, начальник лаборатории факторов среды обитания: «На улице звук, с которым играют „роллинги“, это больше 100 децибел. А в эрмитажных залах не больше 80».

100 децибел — это сила звука работающего реактивного двигателя. Внутри в помещениях Эрмитажа меньше 80 децибел, то есть «Роллинг стоунз» по силе акустического воздействия здесь сопоставимы с будильником или пылесосом.

Но децибелы — параметр относительный. Чтобы увидеть непосредственное воздействие шума на живописные холсты, в этот раз впервые применили лазерные оборонные технологии.

«Пейзаж со сценой отдыха по пути в Египет» художника Клода Желе вошел в историю, как первая картина, на которой будет исследовано влияние творчества группы «Роллинг стоунз» на живописное произведение искусства.

Принцип измерения прост: лазерный луч фиксирует вибрации полотна и передает информацию на компьютер.

Директор Эрмитажа отказывается от редкой возможности послушать концерт монстров рока. Он ходит по залам вместе с инженерами и лично наблюдает за ходом измерений.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Нам все время говорят: „Откуда вы взяли, что картинам плохо от сильного звука?!“. Именно поэтому сейчас мы приступили к большому исследованию. С помощью лазера попытаемся обосновать, что и как происходит с произведениями искусства. Думаю, что те результаты, которые у нас появятся, еще сильнее ограничат возможности громкой музыки на Дворцовой площади».

Бас-гитара и большой барабан (бочка, как его называют музыканты) — главные враги музеев. Низкие частоты, в отличие от высоких, проникают до самого фундамента здания. То есть в такт песне «Сатисфекшн» (Satisafaction) колышутся не только толпы фанатов, но и стены Эрмитажа.

Человек, тихо бродящий по коридорам и прикладывающий к стенам какую-то железную деталь, измеряет колебания конструкций. НТВ интересуется, как работает эта штука.

Станислав Дворецкий, инженер: «Вибрация, регистрируемая датчиком, записывается в специальный прибор для дальнейшей обработки. То есть данное устройство записывает реакцию дома на песни „Роллинг Стоунз“».

Во время концерта можно было наблюдать только сам процесс замеров. Полные результаты исследований опубликуют позже.

Цель работы — выяснить, насколько такое акустическое воздействие вредно для эрмитажных экспонатов. А в том, что оно вредно, в музее не сомневается никто. Даже мраморный амур, который весь концерт просидел, глядя на сцену через окно, и всем своим видом как бы говоря «роллингам»: «Мужики, умоляю, потише».

Читайте также