Пришлось перечитать Толстого: новая версия «Войны и мира» далась оперным солистам нелегко

16.07.2014, 15:17

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Исполнители ведущих партий в премьерной опере Мариинского театра поделились впечатлениями от масштабной постановки.

В Мариинском театре представили новую, уже четвертую по счету постановку оперы Сергея Прокофьева «Война и мир». Это последняя премьера сезона и фестиваля «Звезды белых ночей». Спектакль претерпел серьезные изменения, осуществить которые позволили технические возможности сцены Мариинки-2.

В прошлый раз 23 года назад «Войну и мир» Прокофьева британец Вик Грэм ставил на сцене Мариинского театра без купюр, учитывая партитуру, и без страха (вспомним многотонные декорации и даже живых лошадей). На этот раз ставка сделана на актуальность музыкального материала.

Как отмечает корреспондент НТВ Юлия Олещенко, в новой версии «Войны и мира» минимум исторических костюмов, современный танк на сцене. Автор постановки подчеркивает: в большей мере его вдохновляла опера Прокофьева, а не роман Толстого. Впрочем, литературную основу участники спектакля изучали добросовестно. Баритон Андрей Бондаренко признался, что читал «Войну и мир» полгода.

Андрей Бондаренко, исполнитель партии Андрея Болконского: «Первый раз я его начал читать в школе, как и все. Но тогда я прочитал страниц 100 понял, что лучше пойду играть в футбол. А сейчас пришлось, потому что работал над ролью и над музыкальным материалом. Все было интересно. Роман, конечно же, по-другому воспринимается».

Для большинства молодых артистов нынешняя премьера — серьезный экзамен, новая профессиональная высота. Но даже заслуженный артист России Евгений Акимов, уже имевший опыт работы с Грэмом Виком, признался: партия Пьера Безухова далась непросто.

Евгений Акимов, заслуженный артист России, исполнитель партии Пьера Безухова: «Безумно трудная партия за счет того, что ее нельзя петь посредственно, не чувствуя. Ее надо все время чувствовать, думать о ней, а потом уже выпускать наружу, скажем так».

Постановщик обрушил на зрителя целый поток неожиданных образов и эффектных метафор. Конечно, неслучайно некоторые герои выходят на подмостки прямо из зала, а царь появляется на балу, спустившись по трапу самолета.

Когда нарядные пары с респираторами танцуют полонез на фоне ониксовой стены, в точности повторяющей интерьер фойе 2-й Мариинки, становится ясно: происходящее на сцене касается каждого зрителя и необходимо ему, как воздух.

Валерий Гергиев, художественный руководитель Мариинского театра: «Все артисты и художники, в конце концов, — граждане мирового сообщества, а не только своей страны. Они задают себе вопрос, почему мы не можем жить без войн».

Для маэстро Гергиева эта «Война и мир» пятая. Но, похоже, особенная. Ничего противоестественного в попытке 20 лет спустя вернуться к тому же материалу с тем же режиссером худрук Мариинского театра не видит. Расшифровать послание новой постановки предстоит не только петербургскому зрителю. Сегодня оперу будут транслировать в пять стран Западной Европы.

Читайте также