Реставрация Китайского дворца в Ораниенбауме преподнесла венецианский сюрприз

25.06.2014, 17:58

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Интерьеры резиденции Екатерины II максимально приблизили к оригиналам XVIII века. А в Розовой гостиной на итальянском плафоне обнаружили живописное полотно художника Гаспаре Дициани.

Китайский дворец Ораниенбаума готовится к открытию отреставрированных помещений. Завершены интерьеры Розовой гостиной и гардеробной, в которой когда-то придворные пудрили парики.

Реставрация заняла полтора года. Последний раз работы по сохранению шедевра Антонио Ринальди проводились в середине прошлого века. Но тогда специалисты занимались в основном консервацией.

О том, что удалось сделать современным реставраторам, рассказывает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Те, кто последние полтора года творили в этих интерьерах чудо, словно художники, в уже законченное полотно вносят последние штрихи. Над дверями прокрашивают только что установленный декор. На паркете XVIII века тонируют воссозданные фрагменты.

А потомственный позолотчик Александр Мацишин наносит тончайшее сусальное золото так, чтобы даже придирчивые специалисты комитета по охране памятников с трудом смогли отличить новое от исторического. Золото на сохранившихся элементах расчищали деликатно, как и плафон в Розовой гостиной. Не обошлось без сенсаций.

Слава Симкина, начальник отдела памятников декоративно-прикладного искусства КГИОП: «В этом зале было сделано открытие. И это самое интересное. Плафон итальянской работы XVIII века был очень сильно закрашен, темный был. И когда слой за слоем стали убирать лак, вдруг в углу обнаружилась подпись».

Эту подпись оставил Гаспаре Дициани — достаточно известный венецианский художник. На живописном полотне «Аврора и Диана» для зала, который был на дворцовой половине тогда еще совсем юного Павла I теперь отчетливо видно, что богиню охоты сопровождают еще и собаки.

Реставраторы раскрыли и панели, созданные в стиле шинуазри — так называемой китайщины, которая проглядывает в интерьерах. Хотя отреставрированные Розовую гостиную и гардеробную относят к рококо. Эпохе соответствуют и специально купленные музеем французские часы.

Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача», хранитель Китайского дворца ГМЗ «Петергоф»: «Вся бронза, к сожалению, была вывезена во время революции еще Мекленбург-Стрелицкими. Дворец остался без часов, и сейчас музей проводит закупки вещей XVIII века».

За годы реставрации решались инженерные проблемы, в том числе с отоплением. Топить, как в XVIII веке, каминами нельзя. А система, созданная в 60-х годах прошлого века, когда через дымоходы в помещения проникал теплый воздух, оказалась опасной из-за вибрации. Теперь протапливают помощью переносных электробатарей.

Татьяна Сясина, заведующая сектором «Собственная дача», хранитель Китайского дворца ГМЗ «Петергоф»: «Мы не топим дворец, как обычный дом, мы протапливаем. Мы не даем замерзнуть всем стенам, чтобы не было выступания влаги. И главное: живопись нельзя хранить при температуре ниже 5 градусов, она просто разлагается».

Изменения произошли и в Зале муз. Несмотря на то, что интерьеры были отреставрированы в 2011 году, только сейчас вернулись важные элементы исторического оформления. В фондах музея были найдены семь карнизов. Потребовалось три года, чтобы отреставрировать и доказать: эти карнизы вместе с ламбрикенами висели именно здесь.

Карнизы, конечно, появились в XIX веке, но как обойтись без такой эффектной торжественности? Как и без сада, который окружает дворец.

Татьяна Дондукова, начальник участка садово-паркового хозяйства «Собственная дача» ГМЗ «Петергоф»: «Мы меняем цветники каждый год. Весной у нас одно оформление, на лето будет другое, и повтора никогда нет. М придумаем всегда что-то новое».

Реставрация дворца, который Екатерина II называла собственной дачей, была бы не полной без воссоздания характерного увеселительного сада эпохи рококо. Садовники, придерживаясь вкусов хозяйки и рисунков самого создателя шедевра Ринальди, словно возвращают нас в игривый XVIII век.

Читайте также