Золотое дно самой дорогой ямы России

11.04.2007, 15:16

В Петербурге возрождается проект «Высокоскоростные магистрали». Контрольный пакет акций компании, перешедший в собственность РЖД, должен преобразить яму у Московского вокзала.

В Петербурге возрождается проект «Высокоскоростные магистрали». Контрольный пакет акций компании (87 процентов), перешедший в собственность ОАО «РЖД», должен преобразить яму у Московского вокзала.

В канун 300-летия Петербурга проект высокоскоростных магистралей закончился тем, что бюджетные деньги были потрачены на погашение кредита, за счет которого была вырыта самая дорогая яма у Московского вокзала.

Корреспондент НТВ Александр Никитин попытался понять, что теперь хотят сделать инвесторы на месте ямы у Московского вокзала.

Только на строительной площадке чувствуется масштаб проекта. Это почти четыре гектара земли в историческом центре Петербурга и самая дорогая яма в России. Федеральное правительство оценило строительный котлован более чем в 80 миллионов долларов. При подсчетах выходит около 20 тысяч долларов за квадратный метр.

Но все равно у этой ямы золотое дно. Сейчас здесь ведутся подготовительные работы. Застройщик делает все, чтобы в кратчайшие сроки возвести торгово-развлекательный комплекс. Условия этого проекта таковы.

Роман Зарецкий, коммерческий директор компании-застройщика: «Мы планируем построить коммерческий комплекс площадью не менее 160 тысяч квадратных метров. Завершим работы в 2008 году и после передадим в собственность государства 22 процентов от построенных площадей».

Государственными площадями заинтересовалась железная дорога. Начало высокосокоростного движения не за горами, а Московский вокзал перегружен поездами.

Возможное решение — строительство первого в России подземного вокзала — как раз под новым торгового-развлекательным комплексом. Хотя в Смольном не исключают: мысль железнодорожников может пойти и дальше. Тогда в Петербурге появится площадь двух вокзалов. Строителям достаточно не уложиться в сроки хотя бы на одном из этапов проекта.

Алексей Чичканов, заместитель председателя комитета по управлению городским имуществом: «В какой-то момент окажется, что с ним затеют судебную тяжбу о расторжении инвестиционного договора. Понятно, что такой ситуации в объект деньги вкладывать никто не будет. Все деньги вложат в судебные процедуры, а объект будет стоять».

Застройщик уверен: это лишь разговоры. В Генеральном плане развития Петербурга указан только Московский вокзал, а яма предназначена исключительно под деловую застройку. Но если федеральные власти все-таки попросят внести изменения в проект, им трудно будет отказать. Для города это может означать, что яма в центре останется еще на несколько лет. История может повториться.

Закладной камень Высокоскоростных магистралей установили недалеко от Московского шоссе. Здесь должна была пройти прямая железнодорожная линия Петербург-Москва. Ее строительство начали 30 июля 1993 года. Но до сих в России не появилось высокоскоростного движения. Сейчас этот обелиск больше напоминает могильный камень амбициозному проекту.

Строительство высокоскоростных магистралей было похоже на прокладку первой железнодорожной линии Петербург-Москва. И в том и в другом случае деньги занимали у иностранных банков, оплачивали кредиты из государственной казны.

Накануне 300-летия Петербурга разгорелся скадал. Минфин и Смольный спорили, кто будет платить за яму. Тогда город от огромного долга спасли петербургские депутаты. Они не утвердили поручительство по кредиту, подписанное прежним губернатором.

Михаил Амосов, депутат Законодательного собрания 3-го созыва: «Это проблема чиновников министерства финансов, но это не должно быть проблемой жителей Петербурга, представительный орган которых с самого начала отказался эту аферу финансировать».

Высокоскоростной поезд «Сокол», единственный раз прибывший на Московский вокзал, — гордость ВСМ (Высокоскоростных магистралей). Он стал первым и, как потом оказалось, последним образцом современного скоростного движения России. При пробном запуске машинисты развили скорость до 140 километров в час. «Сокол» создали отечественные инженеры без помощи иностранных специалистов.

То, что поезду суждено стоять, а не ездить, стало понятно после ухода Николая Аксёненко с поста министра путей сообщения. Он помогал ВСМ, его преемник Геннадий Фадеев, решил заново стать первопроходцем регулярного высокоскоростного движения.

Словно не замечая успехов российских инженеров, министр обратился к иностранным компаниям. Макет нового поезда «Сименс» показали петербуржцам. Но в первый рейс этот высокоскоростной состав будет отправлять уже Владимир Якунин в 2008 году.

Читайте также