Монахи соединили православные и католические обряды

08.04.2007, 13:37

Видео программы «Сегодня»

В пасхальную ночь в Бельгии можно было наблюдать необычную картину — православное пасхальное богослужение совершали католические монахи.

В пасхальную ночь в Бельгии можно было наблюдать необычную картину — православное пасхальное богослужение совершали католические монахи.

Литургию отслужили в монастыре Шевтонь. Его послушники придерживаются принципов экуменизма — хотят воссоединить две христианские ветви. Пасху в Шевтони встретил корреспондент НТВ Дмитрий Хавин.

Монастырская крестовоздвиженская церковь возле деревни Шевтонь в бельгийских Арденах смотрится прямо как какой-нибудь новгородский храм. Молитва звучит на старославянском. И иконы, и фрески на стенах в том же стиле.

Правда, если всмотреться, священнослужители двигаются все-таки как-то по-другому. Это не православная церковь, а католическая, и служат на старославянском монахи-бенедиктинцы.

Основатели монастыря 80 с лишним лет назад были одержимы идеей воссоединения западной и восточной ветвей христианской церкви и полагали, что для этого нужно лучше знать друг друга.

Отец Антоний Ламбрехт: «Мы, католики, на Западе очень плохо знаем православную церковь, и нам невозможно хорошо знать православную веру, если мы не знаем изнутри православное богослужение».

Монахи-бенедиктинцы изучают тут и философию православия, и старославянский язык, а некоторые еще и русский. Но здесь отнюдь не копируют богослужение так, как оно проводится в России.

Отец Антоний Ламбрехт: «Мы служим так, как нам близко, чтобы мы могли молиться. Если ты только иммитируешь, тогда не молишься».

В церкви маленький, меньше 10 человек, хор. Бельгийцы, французы, голландцы, немцы. Трудно поверить, но ни одного русского. Сейчас, правда, появился практикант — семинарист из России.

Михаил Ивашкин, семинарист: «Хор действительно очень известный, и также на территории России. Когда не было возможности русским людям слушать классическое церковное пение, то эти диски, которые здесь братья записывают, они распространялись на территории России».

В советское время из Шевтони в СССР попадала не только русская церковная музыка, но и религиозная литература. Понятно, что власти в Москве с подозрением относились к шевтонским монахам. Да и официальная церковь тоже посматривала косо.

Совершая православное богослужение, шевтонские монахи стараются максимально соблюдать религиозную политкорректность, чтобы никто не мог заподозрить, будто они таким образом переманивают к себе православных.

На церковном языке это называется нехорошим словом прозелитизм, и шевтонцы специально подчеркивают, что их в подобном упрекнуть нельзя. К слову сказать, православное богослужение здесь для внутреннего, монастырского употребления.

Прихожане появляются лишь на большие праздники, как нынче, на Пасху. Но зато уж съезжают со всей округи и из близлежащих стран, в основном католики и протестанты.

Для них в монастыре специально изданы переводы православных молитв, по которым они внимательно следят за литургией. Крестятся редко и на западный манер многие сидят, но на Крестный ход все выходят обязательно.

Рядом с православным, в монастыре стоит и католический храм. В нем после пасхальной ночи проходит богослужение уже по католическому чину.