Морошка стала последней пушкинской просьбой

08.02.2007, 19:55

8 февраля исполняется 170 лет со дня дуэли А. С. Пушкина. Вокруг последних часов жизни поэта всегда существовало множество тайн. Одна из — почему перед смертью он просил принести ему именно моченой морошки.

Сегодня исполняется 170 лет с того дня, как Пушкин стрелялся на Черной речке с Жоржем Дантесом. Одному из самых трагических событий в истории русской культуры посвященны сотни томов научных исследований. Один из вопросов — почему перед смертью он просил принести ему именно моченой морошки.

Репортаж корреспондента НТВ Алексея Кобылкова.

Его кабинет. Около двух дня Пушкин просит моченой морошки, потом повторяет просьбу. И вокруг недоумевают: почему так долго не несут ягод. Само желание поэта никому не показалось странным. Еще в ссылке, в Михайловском, он вечером пристрастился к наливкам, а с утра к моченым ягодам.

Галина Седова, заведующая музеем-квартирой А. С. Пушкина: «Квас, моченые ягоды и брусничная вода всегда утоляют жажду лучше всего. Но брусничная вода… Мы помним в „Евгении Онегине“: „Боюсь, брусничная вода мне б не наделала вреда“. От нее немножечко пучило живот, а моченая морошка проходила очень легко».

Это здание Круглого рынка. Мойка, дом три, архитектор Джакомо Кваренги. Тогда, в январе 1837-го казалось, что проще всего и ближе всего послать гонцов за морошкой именно сюда.

Именно здесь в XIX веке размещались ряды, где торговали черносливом, голландским сыром и ягодами. По легендам, именно сюда Александр Пушкин и приходил покупать моченую морошку и капусту после бурно проведенного вечера. Однако, судя по всему, это именно легенда. Сегодня ничего не напоминает, что это были торговые ряды, поскольку в XX веке здесь размещалось главное городское ателье «Ленинградодежда». С этих времен здесь до сих пор остался редкий симпатичный антураж.

Впрочем, есть свидетельства и того, что Пушкин все же пользовался Круглым рынком. Так или иначе, как раз в XX столетии в архиве были обнаружены так называемые заборные книги семьи Пушкиных: что покупали, почем, у кого. Выяснилось, что Александр Сергеевич задолго до дня смерти завел счет в лавке купца Герасима Дмитриева. И, как принято, продолжал закупаться у него. Долг за январь — больше 200 рублей.

Яков Гордин писатель, историк: «У Пушкина и у его семейства была довольно странная репутация. С одной стороны, лавочникам было известно, что они много берут в долг. С другой стороны, Пушкин был очень знаменитым человеком, был близок ко двору. Абсолютно очевидно, что такой человек не убежит».

На углу Невского и канала Грибоедова и размещалась эта лавка Герасима Дмитриева. То, что он не торговал себе в убыток, можно сказать точно. Бочка той же самой морошки стоила тогда 15 рублей. А в заборной книге Пушкина, как раз за 29 января есть запись дословно «Морош моче, 2,5 фунта — два рубля». То есть два рубля за один килограмм.

Впрочем и сегодня утолить жажду морошкой стоит дорогого. Галина Степановна хранит ее за семью замками и с собакой, как сокровище.

Вот в этом и состоит причина того, почему Пушкин соглашался покупать ягоды даже по высокой цене. Хранить моченую морошку можно было только на морозе. Но понятно, что погреба в квартире на Мойке не было. И переплачивали как раз за то, что купцы держали продукты в леднике.

Галина Середнёва уже с запасами возвращается домой, в пятиэтажку в поселке Извара. Говорит, ягоды в лесах стало мало. За день не собрать больше пяти литров. А дома внуки, их восемь. И все пьют. Судя по всему, ничего не изменилось и морошка как и 170 лет назад лучше всего утоляет жажду.

Читайте также