Инаугурация Порошенко: кто пишет сценарии для нового президента Украины

08.06.2014, 19:59

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Новые выходки Ляшко и визит человека из Пентагона: где и какой сценарий написали для Украины?

Пётр Порошенко официально вступил в должность президента Украины на минувшей неделе. По традиции без инцидентов не обошлось: у Ющенко голуби не взлетели, перед Януковичем двери в Раду захлопнулись, тут — гвардеец в обморок бухнулся.

Впрочем, это детали. Исходя из сказанного Порошенко во французском Довиле — кровопролитие на юго-востоке надо остановить, — теплилась надежда: вот-вот воцарится если не мир, то перемирие. Однако этого не случилось. Обращение к жителям Донбасса прозвучало по-русски, но пафос и интонации резали слух. Так что, это и есть антикризисный план Порошенко? Или речь на публику — под внутренним и внешним давлением? Корреспондент НТВ Роман Соболь попробовал разобраться.

Минувшая суббота в Киеве была жаркой, и солдат почетного караула «поплыл» на солнцепеке, едва не рухнув на красную дорожку, к ногам Петра Порошенко. Украинский президент прошел мимо, не оглядываясь. С одной стороны, дело-то житейское, гвардейцы тоже не железные. С другой, уже много толкователей появилось, которые увидели в этом «дурной знак». Мол, в стране гражданская война, а солдаты — хлипкие.

Ситуации на юго-востоке Украины была посвящена почти половина инаугурационной речи Порошенко. Обращаясь к жителям Донбасса, он даже перешел на русский язык.

Пётр Порошенко, президент Украины: «С чем я, как президент, приеду к вам в самое ближайшее время? С миром. С проектом децентрализации власти. С гарантией свободного использования в вашем регионе русского языка. С твердым намерением не делить украинцев на правильных и неправильных. С уважительным отношением к специфике регионов. К праву местных громад на свои нюансы в вопросах исторической памяти, пантеона героев, религиозных традиций. Сегодня нам нужен легитимный партнер по диалогу. Говорить с бандитами мы не будем».

Порошенко обещает мир и тут же ставит условия, делающие переговоры невозможными. Украинские власти придумали миф и сами в него поверили: якобы на Донбассе «мутят воду» несколько сотен террористов-наемников, а местные жители сидят по подвалам и ждут освободителей из Национальной гвардии Украины. Но опыт показывает: любое локальное восстание очень быстро заканчивается, если у него нет реальной поддержки населения.

Ополченцы Луганска и Донецка держатся уже несколько месяцев, значит, народ им сочувствует. По терминологии киевских властей, народ этот — сплошь бандиты. С кем вести переговоры? К кому обращается Порошенко?

Пётр Порошенко: «Дорогие наши братья и сестры, сограждане! Многие из вас уже успели ощутить на себе „прелести“ правления террористов. Они, помимо мародерства и издевательства над мирными гражданами, привели и без того кризисную экономику региона на грань полной катастрофы. Но мы ни при каких обстоятельствах не оставим вас в беде».

Это лишь слова, а реальных предпосылок к началу диалога между Киевом и востоком нет. Порошенко стал главнокомандующим Украины, так называемая антитеррористическая операция продолжается. Бои шли и в день инаугурации, когда в Верховной раде Порошенко вручали президентские регалии — золотой нагрудный знак и увесистую серебряную булаву со спрятанным внутри стилетом. Символы власти есть, а есть ли сама власть? Сам ли Порошенко будет отдавать приказы армии или же он будет выполнять то, что советуют ему западные друзья?

На этой неделе в Киев прилетал советник министра обороны США Дерек Шоле. Человек очень влиятельный, один из инициаторов начала военных действий против Ливии и Каддафи.

Дерек Шоле, советник министра обороны США: «Я сегодня разговаривал с главами МО и СБУ Украины. Обсуждали в первую очередь военно-промышленное сотрудничество между Украиной и Россией. Мы понимаем, что эти страны очень тесно связаны в индустриальном плане. И мы ищем возможности диверсифицировать эти связи».

Фактически Шоле призывает Украину разорвать контракты с Россией и покупать оружие и обмундирование в США. Многие из украинских предприятия, выживавшие за счет российских заказов, обанкротятся. Западу украинские товары не нужны, свои некуда девать. В Киеве господину Шоле устроили экскурсию по Майдану, показали дырки от пуль в стенах гостиницы «Украина». Гость интересовался: нашли ли снайперов, убивших столько народу? Ему ответили обтекаемо: следствие продолжается.

Почти всю неделю перед инаугурацией Порошенко провел не в Киеве, за решением перезревших экономических проблем, а в Европе. Был совместный банкет с президентом США. Поднимали бокалы за свободную Украину. В кулуарах встречи переговоры Порошенко и Обамы длились несколько часов, после чего Порошенко заявил: теперь он исполнен оптимизма.

Американцы ни на один день не выпускают украинского президента из виду. Сразу после инаугурации Порошенко успел пообщаться и с вице-президентом Джо Байденом и заместителем госсекретаря Викторией Нулланд, которая зимой кормила Майдан пирожками. Америка пообещала Украине дополнительно 48 миллионов долларов помощи. Порошенко дали понять: Запад заранее одобряет его действия и его методы.

В инаугурационной речи Порошенко обещал Украине реформу власти — чуть больше прав регионам (о федерализации и речи быть не может). Что касается принципиального для восточных областей вопроса о статусе русского языка, то Порошенко, кажется, готов идти на поводу у украинских националистов. Они ему и так разнос устроили за то, что часть инаугурационной речи, посвященной Донбассу, по-русски произнес.

В общем, Порошенко на данный момент принял такое решение: по-русски говорить не запрещено, но украинский остается единственным государственным и «незалежным». Порошенко многие считают исключительно «гибким» политиком, и сейчас ему это качество весьма пригодится. Надо лавировать между рекомендациями Запада и требованиями украинских националистов, ведь именно они сейчас заправляют в парламенте.

После инаугурации Порошенко, как новый главком Украины, принимал смотр Вооруженных сил Украины на Софийской площади, так как главная площадь страны — Майдан Незалежности — до сих пор захвачена «революционными массами». Это еще одна сила, с которой Порошенко вынужден считаться. Палаточный табор не расходится, требуя полномочий и привилегий.

И с этим букетом проблем, с парламентом, нарушающим всяческие демократические нормы, с неуправляемым Майданом в двух шагах от администрации президента — Порошенко обещает вести Украину в Европу. Евроинтеграции была посвящена львиная доля его инаугурационной речи.

Пётр Порошенко: «Европейский выбор — сердце нашего национального идеала. Выбор наших предков и пророков. Что нам нужно сделать, чтобы жить безбедно, в безопасности? Все это написано в соглашении об ассоциации с Евросоюзом. Моя ручка уже в руках, только ЕС примет решение, и подпись украинского президента мгновенно появится под этим судьбоносным документом. Мы народ, что был оторван от своей великой Родины, Европы — возвращаемся к ней».

Порошенко аплодировали главы иностранных делегаций и еврокомиссары. Хотя представители Евросоюза прежде не раз говорили о том, что они не хотели бы видеть Украину в составе ЕС.

Многие украинские СМИ сейчас говорят: большая часть предвыборных обещаний Порошенко невыполнима. Или эти публикации являются отражением некой внутренней политической борьбы, или это суровая действительность.

Например, Порошенко обещал первым делом поехать в Донецк, но донецкий губернатор, назначенный Киевом, уже заявил, что не сможет гарантировать безопасность президента — визит невозможен. Порошенко обещал выплачивать солдатам, воюющим на Донбассе, тысячу гривен в день — только на один полк уйдет полтора миллиарда гривен в месяц, а денег в бюджете нет. Лозунг о «деолигархицации экономики», — но пока Порошенко и собственный бизнес продавать не спешит. Наконец, Порошенко обещал вернуть Крым. И тут, как говорится, без комментариев.

Связанные новости

Читайте также