Петербургские театралы оценят «Макбета» в интерпретации йога

30.05.2014, 20:04

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В театре «Балтийский дом» впервые представляют «Макбета» в постановке немецкого режиссера Люка Персеваля.

Более десяти лет прославленный европейский мастер сотрудничает с петербургским театром. В шекспировской трагедии он использовал аскетичную сценографию, а главные акценты в спектакле сделал на интимных отношениях между мужчиной и женщиной.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков впечатлился жаждой власти одного из главных героев Шекспира.

Когда в зрительном зале становится сильно надымлено, а большое ведро наполнено водой, Люк Персеваль готов представить своего «Макбета». Спектакль немецкого режиссера сделан в европейском формате — идёе почти два часа без антракта. Постановщик, убрав начальную сцену с предсказаниями ведьм, увеличил их количество с 3 до 8.

Правда, на самом деле колдуний больше. Ведьмой в интерпретации режиссера стала и исполнительница леди Макдуф. Кроме того, за все время постановки они ни на минуту не покидают сцену. Колдуний — девять. Для Персеваля это важно. Он, как и Шекспир, придает символичность числу 3 и всему, что этому кратно. Так, режиссер усиливает страх главного героя. Исполнителю Макбета в прямом смысле приходится остывать от кошмара в холодной воде.и Режиссер просит главных героев держать голову под водой как можно дольше.

Леонид Алимов, исполнитель роли Макбета: «По-разному, как получится. Все зависит от того, как я настроюсь. Но долго. Это его задача. Вообще он недоволен, просит как можно дольше меня и леди Макбет. Особенно ее. Чтобы была полная иллюзия, что человек наконец избавился от этих мук».

Атмосфера мистического триллера поддерживается зловещими звуками. Их из гитары извлекает композитор-импровизатор Павел Михеев. Музыкальность — особый акцент для Персеваля. Для его постановки сделали перевод, который, как считает режиссер, музыкален по своей природе.

Когда-то «Макбета» уже переводили с немецкого на русский. В этот раз история повторяется, но по другим причинам. Персеваль благодарен Марине Кореневой, сотруднику Академии наук, которая и провела эту работу.

Люк Персеваль выстроил целую философию понимания Шекспира. В своих поисках он опирается на уверенность британских буддистов том, что драматург — это бодхисаттва, то есть человек, через которого реализуется Будда. Судя по сцене, заполненной только светом, у Персеваля получилось полное очищение.

Люк Персеваль, ставя «Макбета» практически к юбилею драматурга, словно старался полностью избавиться от многочисленных вековых наслоений. В буквальном смысле убрав все, пришел к сцене времен «Глобуса». Хотя не отказал себе повесить 24 штанкетных подъема на разной высоте с наклонами и пропустив через них свет.

Люк Персеваль, режиссер-постановщик: «Для меня было самым важным подчеркнуть этим световым решением, что речь идет о внутреннем мире наших героев. О том кошмаре, в котором они пребывают, и кошмаре, в котором они живут. И том ужасе, который происходит у них в голове и у них в душе».

20 лет назад Персеваля от смерти спасла йога. Режиссер более месяца заставлял приходить занятых в спектакле на занятия по духовной практике, чтобы полностью раскрепоститься психологически и духовно. И вот теперь зритель увидит результат такого тренинга и «Макбет» от настоящего йога.

Читайте также