Войцеха Ярузельского похоронили с воинскими почестями и ропотом митингующих

30.05.2014, 20:15

Видеосюжет: Иван Трушкин (Иван Трушкин)
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Варшаве простились с Войцехом Ярузельским. Генерал, умерший в минувшее воскресенье, с воинскими почестями был похоронен на военном кладбище польской столицы. Между тем со смертью Ярузельского в стране вновь разгорелись нешуточные споры о его роли в современной истории Польши.

Эта поминальная служба в варшавском костеле Войска Польского могла бы стать церемонией примирения — даже заклятый оппонент Войцеха Ярузельского Лех Валенса тут в первом ряду. Но и в такой день сквозь траурные речи пробивался с улицы ропот митингующих. Отпустить первого польского президента с миром готовы не все.

Бронислав Коморовский, президент Польши: «Я прощаюсь сегодня с президентом времен политического перелома в Польше. Он был политиком, солдатом и человеком, несшим бремя ответственности за самые трудные и, возможно, самые драматичные решения в нашей послевоенной истории».

За эти решения Войцеха Ярузельского называют генералом меньшего зла. И это не только польская, но и его личная драма. Встав у руля кризисной страны, уставшей от социалистического облика, он оказался между молотом большого советского брата и наковальней взбунтовавшихся профсоюзов: ведомая Валенсой «Солидарность» готова была взять власть, Москва грозила вводом танков. В итоге утром 13 декабря 1981-го во всех польских телевизорах было объявление о введении военного положения.

Этого решения многие в Польше ему до сих пор не могут простить. Ярузельский потом отвечал — да, тысячи арестов, но это позволило избежать большой крови. А не согласился бы он на жесткие меры, Москва наверняка бы повторила в Варшаве пражскую весну. Свои действия генерал, не наживший богатства и отвергнувший маршальское звание, всегда объяснял только интересами своей страны.

Войцех Ярузельский: «Я помню встречи с Леонидом Брежневым, Константином Черненко и другими представителями советского руководства. Порой я думал, что мне легче было бы рубить лес в тайге, нежели вести с ними эти беседы».

Рубить лес — это про молодость в 40-е, когда всю семью депортировали в Сибирь. А оттуда травма глаза и вечные темные очки, из-за которых появилось любимое оппонентами прозвище Сварщик. Несмотря на ту ссылку, он всю жизнь был убежденным коммунистом, сумев в итоге мирно передать власть. Это при Ярузельском в Польше прошли первые свободные выборы, но отставка спокойствия не принесла.

Пожилого генерала регулярно таскали по судам за те роковые решения 80-х. Похоронили Войцеха Ярузельского с воинскими и государственными почестями, передает корреспондент НТВ Иван Трушкин.

Читайте также