• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

Что вам найти?

Найти

Проиллюстрировать Булгакова значит пройти маршрутами его героев  16+

Сегодня Петербург отмечает 115 летие со дня рождения Михаила Булгакова. Первое оформление его знаменитого романа «Мастер и Маргарита» было сделано к столетнему юбилею писателя. К нынешнему юбилею выходит очередное иллюстрированное издание.  16+

162
0
Поделитесь этой новостью

Сегодня Петербург отмечает 115-летие со дня рождения Михаила Булгакова. Первое оформление его знаменитого романа «Мастер и Маргарита» было сделано к столетнему юбилею писателя.

К нынешнему юбилею выходит очередное иллюстрированное издание. Кто и как впервые оформил «Мастера и Маргариту»? Об этом — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

К нынешнему юбилею писателя петербургские графики — братья Трауготы — оформили новое издание «Мастера и Маргариты». Оригиналы 200 офортов хранятся в Эрмитаже. Художники уверены, что в работе над романом, прежде всего, помогает особая метафизика города. Но мало кто знает, что первая иллюстрация этого булгаковского произведения тоже была сделана в Петербурге.

График Андрей Хоршак первый советский художник, который не испугался мистики и сделал оформление к «Мастеру и Маргарите».

Художник любит заказную работу, как все его коллеги по цеху. Материальный стимул, по словам Хоршака, способствует появлению оригинальных идей.

Но в случае с Булгаковым все было иначе. Три года графику пришлось искать издательство, которое рискнуло бы опубликовать его работу. Для создания типажей Хоршак прошел маршрутами героев, иначе он не смог бы прикоснуться к бумаге и краскам.

Андрей Хоршак, заслуженный художник РФ: «Пока я эту тему не пощупаю руками. Так было и с Булгаковым: мне пришлось облазить булгаковские адреса в Москве они все конкретны. И я прошел маршрут погони от Патриарших прудов до набережной Москва-реки, когда Иван Бездомный гнался за этими двумя неизвестными».

Только после этого была воссоздана одна из ключевых сцен романа: встреча Бездомного, Берлиоза и Воланда на Патриарших прудах. Потом будто сами появлялись листы с летящей обнаженной Маргаритой и Аннушкой, разлившей на рельсах масло.

Андрей Хоршак не смог побывать в Иерусалиме, но отчетливо увидел и художественно осмыслил место действия и героев: Иешуа и Понтия Пилата.

Работа была завершена, когда художнику удалось найти издательство «Карелия». Его редколлегия решила рискнуть, тем более что приближалось 100-летие Булгакова.

Андрей Хоршак, заслуженный художник РФ: «В Советском Союзе эта книга вышла только после того, как роман вышел в Соединенных Штатах и в других странах Европы. Мы оказались последними. И факт издания был зафиксирован, но судьба романа была по-прежнему оставалось сложной. И этот вариант был с купюрами, а на иллюстрированное издание издательства не шли».

Скандальный роман вышел в СССР еще в 1966 году, однако оформление для него было создано только после перестройки.

Один из первых благодарных отзывов за великолепные цветные офорты Хоршак получил из Гамбурга от Отто Нюрнберга — племянника Елены Сергеевны Булгаковой.

Оттиски офортов к первому иллюстрированному изданию «Мастера и Маргариты» стали раритетами и хранятся в Российской национальной библиотеке, Московском литературном музее и частных коллекциях. Мистический ореол романа все же коснулся господина оформителя. После «Мастера и Маргариты» у Андрея Хоршака не было не одного заказа на иллюстрации к книгам. И только сейчас, по прошествии 15 лет, он возвращается к любимой работе.