В Дрездене отмечают юбилей знаменитейшей картины Рафаэля Санти.
Дрезденская галерея отмечает юбилей одной из самых знаменитых в мире картин — «Сикстинской Мадонны» Рафаэля. 500 лет назад молодой, но уже известный художник получил от папы римского заказ на создание образа Богоматери для церкви монастыря в Пьяченце.
250 лет картина провисела в безвестности, пока не сменила монастырские стены на музейные. А в наши дни объект культового искусства стал вдохновением для искусства кич, что наглядно демонстрирует посвященная шедевру выставка, где с истинной Богоматерью соседствует туалетная бумага с фрагментами знаменитой картины.
Как подтверждает Дмитрий Погоржельский, непривычно видеть «Сикстинскую Мадонну» не на традиционном месте в светлой главной анфиладе галереи, а в сумеречном зале. Для юбилейной выставки ее поместили этажом ниже и заказали новую, массивную золоченую раму, изготовленную по образцам эпохи Возрождения.
Бернхард Маац, Галерея старых мастеров: «Картина всегда висит на фоне
Несколько десятилетий назад полотно укрепили специальным составом. И все же холст довольно хрупкий. Музейщики не стали его трогать, не желая рисковать. Видимо, не хотел рисковать и Рафаэль. В пору Ренессанса алтарные картины рисовали на дереве. Для полотна такого размера нужно было несколько досок. При доставке из мастерской в монастырь они могли разойтись. Скорей всего, поэтому Рафаэль впервые использовал холст для создания «Сикстинской Мадонны».
Заказал ее художнику папа римский Юлий II для алтаря церкви в монастыре святого Сикста в провинциальном городке Пьяченца.
Бернхард Маац, Галерея старых мастеров: «Кисти Рафаэля принадлежат многие изображения Мадонны. Все они очеловечены, похожи на простых женщин с детьми на руках. И лишь здесь Дева Мария — это мать, которая понимает: ее единственное дитя обречено на боль, страдания и смерть».
По одной из версий, позировала художнику его возлюбленная Маргерита Лути, она же Форнарина, не отличавшаяся благочестием и не хранившая верность Рафаэлю. Два с половиной века Мадонна украшала алтарь в Пьяченце. О ней мало кто слышал. Кто знает, как сложилась бы судьба Мадонны, если бы не настойчивость курфюрста саксонского Августа III.
Увидев полотно в Пьяченце, он непременно захотел получить это творение Рафаэля, в ту пору уже известного художника, в свою коллекцию. Два года длились переговоры. Курфюрст предлагал бешенные по тем временам деньги — 20 тысяч дукатов. А когда добился своего, то, как гласит легенда, полотно доставили в Дрезден, внесли в резиденцию Августа, и он сам отодвинул свой трон и воскликнул: «Дорогу великому Рафаэлю!»
Подробнее — в репортаже НТВ.