Сегодня на первых полосах итальянских газет появилась сенсационная новость для всех ценителей искусства.
В Милане найдена сотня ранее неизвестных работ Караваджо. Как это часто бывает, открытие было сделано практически случайно — несколько столетий картины лежали у всех на виду, в общем архиве.
Евгений Зубков рассмотрел рисунки. Репортаж НТВ.
Сенсацию явили два итальянских искусствоведа. На протяжении нескольких лет они досконально изучали архивы, с начала прошлого века хранящиеся в знаменитом миланском замке Сфорца. Они перелопатили почти полторы тысячи картин и рисунков из коллекции Петерцано — первого наставника Караваджо. И, наконец, дали авторитетное заключение: часть работ принадлежит руке великого живописца эпохи Ренессанса.
Маурицио Бернарделли Куруц, искусствовед: «У каждого художника есть свой неповторимый стиль. Это некая матрица, которую он накладывает на все свои работы — ее можно увидеть в расположении фигур на картинах, их анатомии. Она вырабатывается в юности, в ходе обучения, и к зрелым годам приобретает четкие черты. На этом мы и основывались: в найденных работах ясно проступают очертания зрелого Караваджо».
Эксперты насчитали около ста ранее неизвестных рисунков и набросков Караваджо. Только по предварительной оценке они могут стоить в районе 700 миллионов евро. Но лишь в том случае, если авторство будет доказано.
А разговоры о том, что Куруц и компания выдают желаемое за действительное, появились едва ли не быстрее, чем сама новость о находке. Скептиков также смущает тот факт, что рисунки хранились в открытом доступе много лет — и раньше на них не обращали внимания, а теперь вдруг они произвели фурор.
Клаудил Стринати, эксперт по искусству XVI века: «В архивах Петерцано сохранилось около 50 тысяч рисунков. Их авторство определить невозможно — у мастера было слишком много учеников. Сегодняшний отчет, конечно, интересный. Но найденные рисунки в лучшем случае принадлежат Микеланджело Меризи, а не Караваджо. Так что особой художественной ценности не представляют».
Здесь эксперт, конечно, лукавит: Микеланджелдо Меризи — это, собственно, и есть всем известный художник Караваджо. Только псевдоним «Караваджо» он взял уже после того, как снискал славу — за чрезмерный реализм, порой доходивший до абсурда, и манеру писать картины в резких тонах, что вызвало переворот в живописи того времени.
Впрочем, всерьез ломать копья знатокам пока рановато. Найденные образцы работ еще предстоит не раз подвергнуть анализу — подключить влиятельных международных экспертов. А там, не исключено, что сенсация окажется дутой. Но если нет — находка будет представлять бесспорную ценность.