Масштабную выставку, посвященную императору Александру III и его эпохе, представили в Петербурге. Проект объединил 20 ведущих музеев, архивы и частные коллекции. Экспозиция приурочена к 180-летию со дня рождения Александра III. Его называли лучшим монархом, истинно русским царем, патриотом, миротворцем.
Александру III от отца страна досталась на грани банкротства. В разгул революционного террора он выбрал курс на укрепление государственности, и за 13 лет исчез дефицит бюджета, а пошлины на ввоз товаров послужили развитию внутреннего производства.
Анна Громова, кандидат исторических наук, председатель Наблюдательного Совета Фонда
Тонкий дипломат Александр III вектор внешней политики перевел с Германии на Францию. И хотя получил прозвище Миротворца — ведь за годы правления ни одного серьезного конфликта, реализовал военную реформу — 114 спущенных кораблей, новые образцы оружия и форма, пускай и прозванная генералами «мужицким платьем».
Выставка стала возможной при участии Фонда
Подарков самодержцу на выставке тоже много. Например, ларец с образцами продукции нефтеперерабатывающего завода. Ведь это при Александре добыча черного золота увеличилась в разы, как и выплавка стали, чугуна. Он перевел аграрную страну на индустриальные рельсы. В прямом смысле. Железные дороги строятся между Каспием и Самаркандом, в Закавказье и Сибири, вокруг Байкала.
Анна Громова, кандидат исторических наук, председатель Наблюдательного Совета Фонда
«Устроитель земли русской» сам едва не погиб в железнодорожной катастрофе. Говорят, из разбитого вагона, откуда сохранился деформированный серебряный стакан, сам выносил пострадавших и членов семьи. Человек, глубоко верующий в Бога, не видел государства без церкви. А русскую культуру вывел на новый уровень, открыв миру Чайковского и Бородина, постановки которых поддерживал лично.
Алла Манилова, директор Государственного Русского музея: «Практически все, 99,9% всего, что люди здесь увидят, будет их в жизни в первый раз. Они никогда этого не знали. Вот, в чем самое главное, прелесть этой выставки. Люди будут себе бесконечно открывать. Каждый шаг открывается совершенно неизвестный. Почему? А потому что в учебниках об этом прочесть нельзя».
Символично, что выставка открылась в Русском музее, о создании которого Александр III мечтал, собирал шедевры, но так и не успел открыть.

