В провинции растет интерес к заброшенным усадьбам и храмам, которые напоминают руины. Энтузиасты берутся вдохнуть в них вторую жизнь. Но процесс восстановления объектов культурного наследия финансово затратен и полон юридических нюансов. Как правильно организовать реконструкцию, рассказывают в специальной Школе хранителей храмов.
Заброшенное здание школы в деревне Клюксы Калужской области Евгений Матвеев купил почти за бесценок. Оказалось, что школа открылась только после революции. А до этого здесь была усадьба, принадлежавшая знатному роду Ергольских.
Если обычный старый дом можно перестроить как угодно, то с объектом культурного наследия не разбежишься, нужно сохранить исторический облик, да и все планы реставрации согласовывать с чиновниками. Юристы даже предлагали оспорить покупку, но чем глубже Евгений погружался в историю усадьбы, тем больше его охватывал азарт. От знакомых он узнал о Школе хранителей храмов, которую организовал фонд «Белый ирис». Это бесплатный курс для неравнодушных к истории и архитектуре людей, которые своими силами хотят отреставрировать, например, старинную церковь или
Ольга Шитова, директор благотворительного фонда сохранения культурного наследия «Белый ирис»: «Первый блок посвящен непосредственно вопросам, связанным с организацией работ на объекте культурного наследия… Входят и знакомство с законодательством, и с более предметными вопросами, инженерными, архитектурными. Второй блок посвящен привлечению финансовых средств».
Когда дети начали подрастать, жить в городе стало невыносимо, Микаэляны продали квартиру в
Ольга Микаэлян, хранитель усадьбы в Кошелевичах: «Конечно, мы рассчитываем на грантовую помощь, будем писать заявки. Этому я тоже планирую научиться сейчас в сентябре в Школе хранителей».
Таких дипломированных хранителей истории уже более 50 по всей стране. Люди на свои деньги восстанавливают старые храмы, часовни и усадьбы в глухих деревушках. Говорят, главное начать, а уже через пару дней с помощью приходят местные жители.

