Эксперты рассказали, можно ли по речи определить коренного жителя Москвы.
В столице до сих пор можно услышать коренную московскую речь, утверждает социальный антрополог Никита Петров. При этом сами москвичи, как и выходцы из других регионов, описывая речь потомственного горожанина, выделяют не столько говор, сколько манеру общения и речевые привычки.
Никита Петров, специалист по городским идентичностям ШАГИ ИОН РАНХиГС: «Коренной москвич, по их словам, говорит не торопясь, с паузами, интонационно выверенно, нередко с подчеркнутой артикуляцией. Также, в отличие от прямолинейной речи, характерной для многих регионов, москвичи чаще варьируют тон, работают голосом. Кроме того, отмечается стереотипный барский стиль».
Антрополог подтвердил, что говор у коренных москвичей выражен неярко, но ряд особенностей все же есть. К примеру, потомственные горожане склонны глотать слабые гласные: «шоссе» у них звучит как «шссэ», а «лотерея» как «лтрэйя». При этом москвичи перестали сильно акать.
«Так чаще делают те, кто хочет звучатьпо-московски , но делают это нарочито».
Фонетические маркеры в старомосковской речи редки, однако есть специфические окончания и ритмика. Например, слово «умненький» у москвичей звучит как «умненькай». Плюс шокающие слова типа «скворешник», «конешно», «симпатишный».
Отличает москвичей не только аканье, но и иканье, заметила, в свою очередь, завкафедрой русского языка и культуры речи РЭУ им. Плеханова Екатерина Лаврушина. Это когда в первом предударном слоге после мягких согласных на месте «а», «о», «е» появляется гласный звук «и»: пИток (пяток), сИло (село), стИна (стена). Еще одна фонетическая черта — последовательное произнесение сочетания согласных «чн»/«шн»: булоШНая (булочная), переШНица (перечница), доШШь (дождь).
Доцент кафедры гуманитарных наук Финансового университета при правительстве РФ Евгения Бужор рассказала, что в XX веке среди коренных москвичей не был распространен мат. Напротив, его осуждали и называли языком ямщиков. У потомственных горожан сохраняется отторжение к грубой лексике, хотя из уст современного москвича вульгаризмы слышны довольно часто.
Речь москвичей серьезно изменилась к XXI веку, отметил Никита Петров. Говор с барскими оборотами и фонетической мягкостью практически растворился. Его носители — уже пожилые люди — проживают, как правило, в районах старой застройки. Или это могут быть потомки рабочих на окраинах столицы. Московская молодежь сейчас говорит на общероссийском варианте урбанистического русского языка с вкраплениями англицизмов, нейтральной фонетикой и сдержанными эмоциями.
Никита Петров: «Но не исчезают такие черты, как оценочность суждений, часто позитивная, любовь к стилистике и вкусной речи, готовность говорить эмоционально, красиво. А стремление к лаконизму трансформировалось в сокращения в письменной речи: спс, спсб — спасибо, дсвд — до свидания».
Так что безошибочно определить в толпе людей коренного москвича только по его речи сегодня практически невозможно, заключил антрополог.