Дмитриев отметил, что список лекарств, в отношении которых власти видят риски возникновения дефицита в 2023 году, появился в стране впервые. По его словам, он относится к нему двояко. С одной стороны, такой перечень повышает градус тревожности населения. С другой, его нужно воспринимать как определенный сигнал для бизнеса и медицинского сообщества. При этом он подчеркнул, что ситуация с обеспечением препаратами находится под контролем.
Виктор Дмитриев, генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АРФП): «Бизнес начинает понимать, что надо наращивать производство по каким-то конкретно направлениям, по каким-то конкретно препаратам. А медицинское сообщество, понимая, что какой-то препарат может уйти, они ищут аналоги, а также смотрят, чем можно поменять схему лечения. Потому что схем много. Есть те, которые мы чуть-чуть подзабыли, и к ним можно вернуться. Они бывают даже более эффективны. Например, лечение туберкулеза. Были антибиотики, которые применялись 30 лет назад. Потом мы постепенно от них отходили, появлялись более новые, а сегодня мы понимаем, что вот те антибиотики сегодня начинают работать лучше, потому что их давно не применяли, а к нынешним устойчивость возросла».
Говоря о влиянии санкций на российский фармацевтический рынок, глава АРФП напомнил, что ни лекарства, ни медицинские изделия под ограничения не попадали. И, соответственно, зарубежные компании не заявили о том, что уходят с российского рынка. На сегодняшний день есть только один препарат, который ушел, отметил он.
Виктор Дмитриев: «Это Силденафил компании Pfizer. Проще говоря, „Виагра“. Во-первых, много аналогов, во-вторых, я думаю, мы справимся без него. Поэтому здесь у нас, в общем, больше оптимизма, чем пессимизма. Второе. Могут уйти или пропадают отдельные конкретные торговые наименования. Торговое наименование привязано к так называемым МНН международному непатентованному названию, то есть к тому активному веществу, которое оказывает терапевтический эффект. Например, есть ацетилсалициловая кислота, которая снижает температуру, имеет противовоспалительный эффект. А название торговое „Аспирин“. Вот этих аспиринов у нас очень много. Поэтому если мы видим, что где-то иностранный препарат теоретически может создать на определенное время (недостаток), то мы наращиваем выпуск препаратов с этими МНН внутри страны. Вот работаем в таком ключе в основном».
Однако поводов расслабляться нет, подчеркнул Дмитриев. По его словам, большие проблемы сейчас наблюдаются с поставками ингредиентов для лекарственных средств и упаковки из Европы и Америки. Поэтому Россия переориентируется на Юго-Восточную Азию. Специалисты изучают, что есть в Китае, Пакистане, Индии и других странах.
Рассказал глава АРФП в интервью НТВ и о подорожании лекарственных препаратов из-за роста цен на упаковку и другие составляющие производства.
Виктор Дмитриев: «Мы видим удорожание везде. Цены удерживать тяжело из-за того, что растет себестоимость. Себестоимость постоянно поднимается, мы до Нового года фактически держались на старых запасах. Сейчас мы переходим уже на новые запасы, то, что закупали в течение года. А это все будет и было дороже, и будет, соответственно, дороже сейчас, при реализации. Приблизительно на 34% в среднем по рынку».
Среди актуальных проблем фармацевтической отрасли Дмитриев выделил зависимость от зарубежных поставок медицинского оборудования, проблему подготовки кадров, а также отсутствие единого регулятора.
Виктор Дмитриев: «„Многоглавость“ регулятора скорее мешает, чем двигает вперед. Мы фактически единственные даже в ЕврАзЭС, у кого, Минпром отвечает за производство, Минздрав отвечает за регистрации, Росздравнадзор отвечает за качество, ФАС отвечает за цены. По-моему, такие стрессовые ситуации как раз говорят о том, что должно быть единоначалие. Если это произойдет, система здравоохранения встанет во главе, будут четко определены наши первостепенные задачи, то тогда будет проще».
Программа «Поздняков» выйдет в эфир НТВ в ночь на пятницу, 10 февраля, в 00:20.