• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

    Что вам найти?

    Найти
    • 136
    • 0

    В Пушкинском доме рассказывают об истории древнерусской письменности

    В Пушкинском доме рассказывают об истории древнерусской письменности
    • В Пушкинском доме рассказывают об истории древнерусской письменности
    • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
    • Нападение акулы на туристку в Египте
    • Секс на танцполе: знаменитости шокированы поступком нижегородской студентки
    • Удар молнии в Останкинскую телебашню попал на видео
    • В Донецке при обстреле с стороны Украины погибла 10-летняя девочка

    В институте русской литературы открылась выставка, основанная на предметах из фондов древлехранилища. Экспозиция разделена на два пространства. В «Мире древнерусского книжника» представлено всё разнообразие письменности и искусство создания рукописей. «Древлехранилище как крестьянская библиотека» посвящено феномену крестьянских книжных традиций — откуда всё пошло, почему мы пишем и почему читаем.

    Поделитесь этой новостью

    Выставка о древнерусской книжности рассказывает не только о развитии письменности, но и о том, как менялось сознание человека и его представление о мире. В центре как символ и начало — старые церковные рукописи. В небольших закутках вокруг — повествования о типах средневекового письма (от полуустава до скорописи) и материалах, которые использовались (ткань, дерево) и тех, кто создавал эти произведения. Книжник того времени — это исключительно мудрый и авторитетный человек, который не только переписывает тексты, но и создает свои.

    Флорентина Панченко, старший научный сотрудник древлехранилища Института русской литературы РАН: «Средневековое творчество заключалось не в новизне, не в в оригинальничестве. Авторское начало было самым минимальным. Задача книжника была передать смыслы и как он их понимает».

    Дополняют картину богатой церковной книжности — певческая письменность, состоящая из специальных знаков — невм. Они ориентировали певчих в характере мелодии, высоте исполнения, голосовой нагрузке. Вплоть до середины XVII века нотная грамота была исключительно церковной. К древнерусской литературе можно отнести и так называемые научные рукописи. Это книги травников и главное на экспозиции — христианская топография Козьмы Индикоплова VI века в исполнении писцов XVII.

    Она повествует об истории и устройстве окружающего мира с изображением диковинных зверей. В более поздних списках дошли до ученых тексты XII-XIII веков. Книги постоянно переписывались, благодаря чему сохранялись. Почитание слова, отличавшее старообрядцев, позволило привить книжность крестьянству.

    Благодаря старообрядцам, продолжавшим переписывать святые писания и создавать свою литературу, письменность вошла в народную культуру. Крестьяне записывают фольклор, создают сборники заговоров, ведут записные книжки, дневники. Больше того, появляются родовые библиотеки, семейные архивы, хранящие сотни писем.

    Для поклонников той земли — это уникальный источник сведений. Еще один экспонат, демонстрирующий развитие письменности, записки на полях — владельческие, писчие, читательские. И в почерке можно найти и речевые особенности, и интонации.

    Пушкинский дом манит не только редкими памятниками на выставке, но и тем, что открывает двери в само древлехранилище, обычно недоступное для интересующихся. И здесь истинного поклонника сначала, наверное, увлечет книжный запах, а потом приведет в восторг декоративное убранство поморских рукописей XVIII-XIX веков, собранных на отдельной экспозиции. Зародившаяся в выговской старообрядческой пустыни и распространившаяся среди поморцев манера оформления рукописей, конечно, ошеломляет своей красотой и изысканностью и еще раз показывает невероятное богатство древнерусской культуры и традиций.