Выставка о древнерусской книжности рассказывает не только о развитии письменности, но и о том, как менялось сознание человека и его представление о мире. В центре как символ и начало старые церковные рукописи. В небольших закутках вокруг повествования о типах средневекового письма (от полуустава до скорописи) и материалах, которые использовались (ткань, дерево) и тех, кто создавал эти произведения. Книжник того времени это исключительно мудрый и авторитетный человек, который не только переписывает тексты, но и создает свои.
Флорентина Панченко, старший научный сотрудник древлехранилища Института русской литературы РАН: «Средневековое творчество заключалось не в новизне, не в в оригинальничестве. Авторское начало было самым минимальным. Задача книжника была передать смыслы и как он их понимает».
Дополняют картину богатой церковной книжности певческая письменность, состоящая из специальных знаков невм. Они ориентировали певчих в характере мелодии, высоте исполнения, голосовой нагрузке. Вплоть до середины XVII века нотная грамота была исключительно церковной. К древнерусской литературе можно отнести и так называемые научные рукописи. Это книги травников и главное на экспозиции христианская топография Козьмы Индикоплова VI века в исполнении писцов XVII.
Она повествует об истории и устройстве окружающего мира с изображением диковинных зверей. В более поздних списках дошли до ученых тексты
Благодаря старообрядцам, продолжавшим переписывать святые писания и создавать свою литературу, письменность вошла в народную культуру. Крестьяне записывают фольклор, создают сборники заговоров, ведут записные книжки, дневники. Больше того, появляются родовые библиотеки, семейные архивы, хранящие сотни писем.
Для поклонников той земли это уникальный источник сведений. Еще один экспонат, демонстрирующий развитие письменности, записки на полях владельческие, писчие, читательские. И в почерке можно найти и речевые особенности, и интонации.
Пушкинский дом манит не только редкими памятниками на выставке, но и тем, что открывает двери в само древлехранилище, обычно недоступное для интересующихся. И здесь истинного поклонника сначала, наверное, увлечет книжный запах, а потом приведет в восторг декоративное убранство поморских рукописей