• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

    Что вам найти?

    Найти
    • 11020
    • 0

    Как свирское кружево стало народно-художественным промыслом России

    Как свирское кружево стало народно-художественным промыслом России
    • Как свирское кружево стало народно-художественным промыслом России
    • «Явка с повинной»: первое интервью главаря украинских карателей
    • Стас Михайлов раскрыл «простую схему» похудения
    • Знаменитости не откликнулись на призыв сдать кровь для обожженной Марины Хлебниковой
    • Антипрививочники превратили визит в «красную зону» в балаган
    • Украинский каратель собрал компромат на Порошенко
    • Умер «папа русского рока»: памяти Александра Градского
    • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
    • Откровения главаря украинских карателей

    В городе Лодейное Поле Ленинградской области работает единственное предприятие в России, чье кружево, вязанное крючком, признано изделием народно-художественного промысла. Корреспондент НТВ увидела, как создаются ажурные полотна, и узнала, какие тайны хранят их орнаменты.

    Поделитесь этой новостью

    В этих краях Ленинградской области крючком вязали с конца XIX века, когда мода на кружево переместилась из города. Деревенская мебель быстро покрылась ажурными подзорами, скатертями, накидками. В том числе в Яровщине, где сейчас работает три мастера, директор собирала коллекцию старых кружев. Часть их уничтожил пожар. Оставшиеся позволяют современным кружевницам не отступать от народной традиции.

    Так исторически сложилось, что люди на этой земле жили скромно и в согласии с природой. Лес, река, жилище давали не только пищу и кров, но и мотивы для художественных образов в кружеве. Оно было и остается главным простым и одновременно изысканным украшением дома.

    Геометрические фигуры встречаются в изображениях с глубокой древности. Характерны солярные символы и для северо-востока Ленобласти, где лучевые розетки превращаются в растительные узоры. И свирские мастерицы видят в них хорошо знакомые им ели и цветы морошки.

    Ученые, хранящие в Российском этнографическом музее коллекцию кружев, показывают, как формировалось и развивалось это ремесло, быстро вытеснившее ткачество и вышивку. Но именно из них мастерицы заимствовали узоры. Этнографы подчеркивают: смысл традиции в повторении, когда дочь копирует орнаменты, выполненные мамой, бабушкой. Впрочем, вдохновлялись кружевницы и картинками из журналов. Возможно, так на традиционном полотенце из Приоятья появился нетрадиционный рисунок.

    Отличают изделия кружевниц из разных регионов используемые материалы и цвета. На северо-востоке вязали белыми нитками. Современные мастера в выборе оттенков, может, и отходят от традиций, но историческим орнаментам соответствуют дотошно. Что позволило свирскому кружеву стать изделием народных художественных промыслов. И такое предприятие — единственное в России, отмечает корреспондент НТВ Катерина Правдина.