• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

    Что вам найти?

    Найти

    Ученые разгадали тайну «Спасителя мира» Леонардо да Винчи

    Ученые разгадали тайну «Спасителя мира» Леонардо да Винчи
    Фото: Associated Press © 2020, Kirsty Wigglesworth

    Ученые из Калифорнийского университета раскрыли секрет картины «Спаситель мира» Леонардо да Винчи. Они создали 3D-модель полотна и с ее помощью выяснили, почему прозрачный шар в руках Христа не искажает пространство.

    22894
    3
    Поделитесь этой новостью

    Дело в том, что эта тема на протяжении столетий интересовала не только искусствоведов, но и научное сообщество. Ведь, по законам физики, прозрачный стеклянный шар должен действовать как выпуклая линза, увеличивающая и переворачивающая пространство за ней. Однако на картине да Винчи складки на одежде Христа и его ладонь не переворачиваются и не увеличиваются, а отражаются с минимальным искажением.

    При этом известно, что да Винчи изучал оптику и знал, как стекло преломляет свет. В его записных книжках найдено множество зарисовок того, как свет отражается и преломляется от разных предметов. Почему же он не учел оптические законы в своей картине?

    Чтобы ответить на этот вопрос, ученые воспользовались специальной компьютерной программой и выяснили, что шар на картине не целиком состоит из стекла, а представляет собой полую сферу. Ее диаметр — 6,8 сантиметра, а толщина стекла, из которого она сделана, — не более 1,3 миллиметра. От тела Христа шар расположен на расстоянии 25 сантиметров и освещен сильным направленным светом сверху, а также общим рассеянным освещением.

    Это открытие подтверждается и тем, что полые стеклянные шары были хорошо известны в эпоху Возрождения и изображались на многих картинах того времени. А сами художники были экспертами в воссоздании определенных условий освещения.

    Интересно, что в 2017 году предположение о том, что шар полый, высказал биограф да Винчи Уолтер Айзексон, однако не смог это доказать.

    Напомним, что в ноябре 2017 года «Спаситель мира» был продан с аукциона Christie’s за 450 млн долларов, став самым дорогим произведением искусства в истории. Имя владельца картины до сих пор неизвестно. По некоторой информации, полотно приобрел саудовский принц Мухаммед бин Фархан аль-Сауд. Он же первый министр культуры Саудовской Аравии. Во всяком случае именно он обещал выставить картину в Арабских Эмиратах. Однако этого не произошло, и больше о картине ничего не было известно.

    В июне прошлого года выяснилось, что «Спаситель мира» находится на яхте саудовского принца и останется там до тех пор, пока власти страны не построят культурный центр в регионе Эль-Ула, где картину можно будет выставить.

    По материалам: MIT Technology Review.