Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы».

Великобритания, выставки и музеи, корабли и суда, подлодки.

НТВ.Ru: новости, видео, программы телеканала НТВБританец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

    В Великобритании сейчас гадают, как и на что содержать советскую «Черную вдову». Такое прозвище получила большая дизельная подлодка Б-39. Уроженку бывшего СССР приютил житель города Рочестера. Он выкупил ее у прежних владельцев, создал музей, но денег на достойную жизнь «Черной вдове» все равно не хватает. Субмарина покрылась ржавчиной и того и гляди зачахнет.

    Большая дизельная подводная лодка «Черная вдова» 50 назад, когда только вступила в строй, была мечтой каждого английского шпиона. Чтобы взять ее на абордаж с фотоаппаратом, шпион, вероятно, продал бы родную маму. Сегодня же цена вопроса — несколько десятков фунтов, маму можно взять с собой. Столько стоит посещение музея. Если заплатить сверху, можно снимать не на фотоаппарат, а на кинокамеру.

    Англичане, наверное, догадывались об отсутствии окон, на этом их познания и заканчивались. Лодка оказалась безупречно герметичной. Никакая информация из нее в советские годы наружу не утекала.

    Джон Саттон, владелец подводной лодки «Черная вдова»: «Три месяца назад ко мне на экскурсию пришел бывший командир британской субмарины. Он отдал флоту 25 лет, 20 лет командовал британскими подлодками во время холодной войны. Я был в шоке, когда узнал, что он понятия не имел, как устроена и выглядит советская подлодка. Я-то думал, британская разведка имела эти сведения».

    Как выяснила корреспондент Лиза Герсон, все сохранилось в том виде, как было заложено на «Адмиралтейских верфях» и достроено в Северодвинске в 1967 году: перископ, торпедный аппарат, дизельные установки, даже вымпел киевского «Динамо» с автографом Олега Блохина. Русские сняли вооружение и ядерные боеголовки, вместо них оставили британцам несколько старых кастрюль в камбузе.

    Джон Саттон: «Эти торпеды оснащались ядерными боеголовками, но не постоянно, только если была угроза. Субмарины этого типа использовались во время Карибского кризиса».

    Англичане выяснили, что по сравнению с английскими на русской лодке хуже спать, но лучше работать. Каюта капитана — единственный подводный люкс. Два гальюна против шести английских на команду в 78 человек.

    Джон Саттон: «Советская субмарина полностью функциональна, все приборы легкодоступны для работы. В британских все приборы закрыты панелями, и очень трудно добраться до них».

    По-вдовьи лодка выглядит только снаружи. Она лежит ржавым корпусом на бочках в гавани Рочестера. Лодку британцы купили в 1994 году после исключения ее из нашего ВМФ и использовали как музей. Джон Саттон купил ее у прежнего владельца в 2000 году. Она стоила как пяток приличных автомобилей. Купил, потому что полюбил, и сейчас полностью содержит ее, а «Черная вдова» привыкла жить на широкую ногу, ведь раньше о ней заботилось мощное государство, а теперь только один человек, который старается спасти ускользающую красоту. Чтобы спасти, субмарину желательно вывести в столицу. В глуши у нее больше шансов окончательно зачахнуть.

    Этой подводной лодке нужна не команда, а туристы. Сейчас она стоит в Рочестере, это небольшой город. Нужно двигать в сторону Лондона, желательно к британскому парламенту. Если советская подводная лодка даже в качестве музея всплывет посреди Темзы и откроет крышку торпедного аппарата, некоторые нездоровые умы воспримут это как прямую угрозу.

    Читайте также

    Показать ещё

    НТВ в социальных сетях