• ТВ-Эфир
  • Хит
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

Что вам найти?

Найти

Подвиг Надежды обессмертили скульпторы

Подвиг Надежды обессмертили скульпторы

Во дворе Петербургского университета установили «Мемориал любви». Так авторы-голландцы назвали памятник Осипу Мандельштаму и его жене.

1514
0
Поделитесь этой новостью

Сегодня во дворе Санкт-Петербургского университета установили «Мемориал любви». Так авторы-голландцы назвали памятник Осипу Мандельштаму и его жене Надежде, которая посвятила полжизни тому, чтобы сохранить для истории стихи покойного мужа. Опасаясь обысков, Надежда Яковлевна заучивала их наизусть.

Бронзовые Мандельштамы изображены хрупкими, гордыми и парящими над землей — вполне подходящая аллегория для автора строк: «Мы живем, под собою не чуя страны».

Корреспондент НТВ Николай Булкин передает с церемонии открытия.

Памятник Осипу Мандельштаму появился в Петербурге не на центральной улице, а во дворе Санкт-Петербургского государственного университета, где учился поэт. И сам памятник получился очень камерным. И прежде всего потому, что поэт впервые изображен вместе с женой Надеждой.

Конечно, можно задаться вопросом, как же так трагичная судьба поэта, гонимого советской властью, умершего в пересыльном лагере и реабилитированного посмертно, а здесь — история любви. Но именно Надежде Мандельштам мы обязаны тем, что она сохранила наследие поэта.

Она 20 лет держала в уме выученные наизусть его стихи, неопубликованное собрание сочинений. Именно эта история потрясла голландского скульптора Хеннеке де Мюнк, которая изучала творчество Мандельштама и которая решила создать такой памятник.

Корреспондент НТВ: «Почему вы решили изобразить поэта вместе с женой? Здесь они как одно целое».

Ханнеке де Мюнк, скульптор, автор памятника: «Пусть мы воспринимаем стихи Мандельштама в переводе, но и меня вдохновляет в них сила. Он страстно верил, что его стихи в будущем будут услышаны. Он продолжал писать, зная, что это приведет его к гибели, но что труды его не погибнут. И в этом заслуга Надежды, которая хранила тексты мужа в памяти десятилетиями. Благодаря ей, эти стихи дошли до нас».

Это уже пятый памятник русскому поэту Осипу Мандельштаму. Есть во Владивостоке, где он скончался в больнице, есть в Москве, где он жил. Московский памятник, конечно, отличается от петербургского.

Там поэт изображен таким, каким его запомнили современники: высоко запрокинутая голова и низко опущенные веки. Образ автора, не побоявшегося написать, по сути, эпиграмму на Сталина: «Мы живем, под собою не чуя страны,/ Наши речи за десять шагов не слышны».

В Петербурге новый образ более лиричный. Из некой чаши появляется ствол дерева и над ним парят мужчина и женщина. У мужчины в руке — пачка бумажных страниц. Позади у них то ли крылья, то ли ангелы. Хотя, по словам современников, супруга Мандельштама выглядела более экстравагантно: строгая женщина чаще появлялась на людях с папиросой.

Павел Нерлер, руководитель Мандельштамовского общества, исследователь творчества О. Мандельштама: «Мне ясна и близка главная идея авторов. Это постараться дать слитный единый образ поэта и его жены. Не только как его жены и музы. Мы знаем, что сделала Надежда Яковлевна для памяти Мандельштама. В принципе, это подвиг».

Единственное, что смущает почитателей творчества Мандельштама, что до сих пор нет музея поэта. Каждый раз, когда устанавливали памятники, возникало много трудностей. По сути, это всегда была чья-то личная инициатива. И с музеем поэта получается та же история.