• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал

    Что вам найти?

    Найти
    • 1003
    • 0

    Параллельная реальность

    Параллельная реальность
    • Параллельная реальность
    • В Петербурге уволили издевавшегося над пенсионеркой таксиста
    • Избирательные участки открылись во всех регионах России
    • Порноактриса после группового изнасилования разоткровенничалась в больничной палате
    • Королёва рассказала об отношениях с Тарзаном после скандала с изменой
    • «Вписка удалась»: в Сети обсуждают секс-видео с 15-летней школьницей на вечеринке
    • Утвержден график праздничных выходных в 2022 году
    • Названа главная цель нового военного альянса во главе с США
    • «Проблемы с психикой»: экстрасенс рассказал об оккультистке из Ростова, убившей себя и свою дочь
    • Первое интервью «русской Ванги» из Читы. Эксклюзив НТВ
    • Пропавшую в Орловской области 9-летнюю девочку нашли убитой
    • 9-летнюю девочку в Орловской области убил и закопал ее сосед
    • Медобследование помогло ученым узнать пол и биографию эрмитажной мумии
    • В Китае объявили войну танцующим пенсионерам

    В Музее архитектуры имени Щусева показали Москву, какую еще многие помнят, но какую уже никто никогда не увидит.

    Поделитесь этой новостью

    Сегодня в Музее архитектуры имени Щусева показали Москву, какую еще многие помнят, но какую уже никто никогда не увидит. У фотовыставки, о которой речь, — говорящее название: «Москва 1993–2009: бремя перемен».

    Этим бременем, по мнению авторов экспозиции, стали сносы исторических зданий, постоянные реконструкции, слишком плотная застройка, из-за которых «Москва теряет свой генетический код».

    Корреспондент НТВ Георгий Гривенный сравнил пейзажи недавнего прошлого и настоящего.

    Невольными участниками этой выставки является все и всё вокруг: спешащий по своим делам москвичи и гости столицы, с трудом пробирающиеся через нечищеные дороги машины и даже человек с отбойным молотком на соседней стройке. Но все это существует в левой, современной части кадра.

    И мало кто вспомнит, что в другой, правой, части есть «параллельная нереальность». Что церковь Николая Чудотворца на площади Тверской заставы когда-то была одной из архитектурных доминант этого пространства. Теперь же сомкнулись над ней три огромных офисных монстра. Вот оно — наступление «нового русского капитализма» во всей красе.

    Последняя фраза — почти цитата из пресс-релиза к выставке. Общественное движение «Архнадзор» этим «наступлением» не пугает, но просто констатирует факт. Из текста также понятно: питается «новый русский капитализм» полезной площадью и квадратными метрами. Вот, знаменитый столичный «Военторг» съел и не подавился.

    Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор»: «Посмотрите, как изменилась центральная часть, а как башня изменилась. Какая уродливая, ужасная вспученная мансарда возникла на нем. Это сделано для того, чтобы увеличить полезную площадь. Если раньше это было здание, где только велась торговля, то теперь там значительная часть офисов».

    Координатор «Архнадзора» Наталья Самовер произносит слова «эррозия облика Москвы», перемещаясь по картонному полу на фоне стен из битого кирпича и чем попало закрытых оконных проемов. Старая и новая Москва фотовстречаются символично — в флигеле-руине при почти уличной температуре.

    Еще один знаковый московский пейзаж: церковь Ионна-воина, что на Большой Якиманке. Около намоленного места быстро растет элитное жилье. Те, кто не понимает, спрашивают сторонников сохранения старой Москвы: а где же нам строить, ведь город растет, развивается? И тут возникает еще один архитектурный парадокс: церквей сейчас в Москве становится все больше и больше, а они все незаметнее на фоне параллельно стремительно растущего новодела.

    Наталья Самовер, координатор общественного движения «Архнадзор: „У нас довольно строгое и довольно хорошее законодательство, оно защищает памятники. Но коммерческий интерес превозмогает все, поэтому придуманы формулировки, позволяющие ловко обходить эти запреты“».

    Николай Малинин, архитектурный критик: «Для меня это болезненная выставка и большое личное расстройство».

    Архитектурный критик Николай Малинин сразу предупреждает: он не краевед и не спаситель старой Москвы. Наоборот, он пишет только о современном зодчестве. Недавно даже книгу издал «100 лучших зданий Москвы за последние 15 лет». Говорит, что после всего увиденного на выставке «Бремя перемен» утешает его только одно: из его «золотой сотни» на кадрах нашлось всего два дома.

    Николай Малинин, архитектурный критик: «Если бы старое уходило под давлением яркого, авангардного, нового, если бы это было как в 20-е, когда рушились церкви и на их месте возникали шедевры конструктивизма, это было бы по честному и понятно. Идет борьба старого и нового, одно вытесняется другим. Здесь же мы видим одну и ту же чудовищную историю: старое уходит, а на его место приходит не пойми что. Это и не новое, в нем нет никакой силы. Все унылое, в нем нет никакой оригинальности, мощи, яркости».

    Но ведь планируют и строят люди известные, небесталанные, в глянцевых журналах про них пишут. Может, заказчики не дают разыграться?

    Николай Малинин, архитектурный критик: «Дело не в заказчике. Сама система не позволяет архитектору мыслить спокойно. Он находится в русле откатов бесконечных и всех этих сюжетов, которые определяют архитектурную политику в Москве, Они все хотят как лучше, они все коренные москвичи, они учились в хороших институтах, у них у всех были прекрасные учителя. Все хотят, да только не получается ни у кого. И мы видим полное поражение современной московской архитектуры на фоне старого города».

    Тут и правда, где победитель, где побежденный, не сразу разглядишь. Только если тщательно приглядеться. Даже на морозе.