С возвращением, «Рабочий и колхозница»!

комментировать
С возвращением, «Рабочий и колхозница»!

Северный вход Всероссийского выставочного центра вновь обрел тот вид, от которого все уже успели отвыкнуть.

5291
0
Поделитесь этой новостью

Сегодня Северный вход Всероссийского выставочного центра вновь обрел тот вид, от которого все уже успели отвыкнуть. Там открыли монумент «Рабочий и колхозница», после шестилетней реставрации выросший на 35 метров и потяжелевший на 100 тонн.

Теперь эталон соцреализма располагается на внушительном постаменте, о котором мечтала еще создательница памятника Вера Мухина, называвшая прежний пьедестал пеньком. Столичные власти уверяют, что теперь «Рабочий и колхозница» простоят несколько веков.

Корреспондент НТВ Антон Вольский увидел обновленный монумент.

Только задрав голову теперь можно смотреть на «Рабочего и колхозницу». Но зато историческая и художественная справедливость восторжествовали. Вера Мухина всю жизнь боролась за то, чтобы 25-метровую композицию вернуть на достойный постамент. Тот, что был прежде у входа на ВДНХ, она называла пеньком. Нынешний — 34,5 метра, как и было задумано для выставки в Париже.

Советский павильон должен был поражать размерами — 60 метров в высоту вместе со статуей. Рекорд, правда, достался архитекторам из нацистской Германии, чей павильон оказался напротив. Своего орла они подняли на 65 метров, из-за чего он стал похож на воробья.

Советский герб с того парижского павильона теперь красуется на новом павильоне. Это, пожалуй, единственная деталь композиции, дошедшая до нас без изменений.

Вадим Церковников, руководитель проекта реставрации скульптуры «Рабочий и колхозница»: «Утверждать, что этот герб висел в Париже, никто не может, но и обратного мы сказать также не можем. Мы этот герб нашли, отреставрировали и установили на его законное место».

Реставрация статуи растянулась на шесть лет. Когда ее в 2003 году отправили в ремонт, многие не верили, что «Рабочий и колхозница» вернутся. Статуя была насквозь ржавая. Ее даже пытались одеть, чтоб прикрыть зияющие дыры. Костюмчик пошили 540 размера.

Кстати, изначально и рабочий, и его колхозница планировались обнаженными. Это хорошо видно на самом первом макете скульптора Бориса Иофана.

Давид Саркисян, директор музея архитектуры им. А. В. Щусева: «Это наше открытие. Это тот макет, который явился заданием Мухиной, был придуман Иофаном. Все придумано было им: рабочий, колхозница, серп и молот».

Справедливости ради стоит сказать, что Иофан и сам подсмотрел идею у античных скульпторов. Композиция копирует позу тираноборцев. Мухина героев одела, изменила наклон и добавила шарф, который стал причиной слухов и домыслов. То голова змеи покажется зажатой в кулаке крестьянки, то профиль Троцкого мелькнет в складках, а то и вовсе петля, которую рабочий с колхозницей вот-вот набросят на кого-то. Проверять приезжал сам Сталин, но ничего не нашел.

Теперь главная советская скульптура снова на месте, хоть и не том, где хотела ее видеть Мухина. Она предлагала смотровую площадку МГУ. Постамент, украшенный гранитом 12 сортов, копирует павильон парижской выставки. Он откроется на будущий год, но уже известно, что в нем будет торговый комплекс, выставочный зал и подземная парковка.

Новости партнеров

    НТВ в социальных сетях