В московском Музее личных коллекций показывали «Оду к радости». Это не опечатка, именно так называется выставка русского и советского фарфора XVIII XX веков. Банальных и нудных слоников и кошечек, которых наши прабабушки любили ставить на комод, там нет.
Зато есть композиция «Мальчик показывает пограничникам, где прячется шпион». В сталинскую эпоху фарфору доверили важнейшую государственную функцию пропаганду, на которую сейчас, по свидетельству корреспондента НТВ Константина Гольденцвайга, без смеха сквозь слезы не взглянешь.
Это художественная выставка, но с порога нас встречает историческая хроника. Здесь и советские граждане, как будто и впрямь родившиеся под счастливой звездой, все они здесь в виде фарфоровых изваяниях. 270 пограничников, комсомольцев, балерин и доярок из частной коллекции Юрия Трайсмана. Это как выдержки из курса официальной истории СССР.
Юрий Трайсман, владелец коллекции: «Одна из первых моих работ, которые я приобрел и был ужасно обрадован и удивлен, это „Индира Ганди и пионеры“. Потому что я еще в Москве жил, когда приезжала Индира Ганди, нас всей школой выгоняли махать руками на Рязанское шоссе».
Кажется, советский фарфор готов обелить все. Он чист и конкретен. Одни названия чего стоят: «Узбечка с хлопком», «Украинец с арбузами», «Украинка с помидорами». Может, не росло никогда в украинских колхозах таких выдающихся помидоров, может быть, вся страна не вылезала из нищеты, а
Наталия Сиповская, куратор выставки: «Например, мы думаем: как эти замечательные художницы, которые здесь изображены, делают такой официоз? А по той простой причине, что
Вот чернильный набор «Чтение сталинской конституции в колхозе Узбекистана». Это искусство порой на грани китча, порой на грани лубка своего расцвета достигло в позднесталинскую эпоху. Здесь самые заметные из работ главного скульптора тех лет Натальи Данько.
Ее коллеги шли даже дальше учителя и выдавали, например, вот такое: «Мальчик показывает пограничникам, где прячется шпион». За такими ценностями гонялись не только обычные коллекционеры, но и граждане, известные всей стране: Клавдия Шульженко, чета
Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: «Нет, умиления у меня не вызывает. Некоторые вещи вызывают даже злость, а не только ухмылку, понимаете. На некоторые вещи с трудом смотришь, но понимаешь, как было».
На то, чтобы понять, как было, в Музее личных коллекций отведено три этажа. Отличить советский фарфор от антисоветской пародии удастся разве что знатокам. Крупская с Мавзолеем, октябрята, осавиахимовцы работника художника Гриши Брускина. Это все гротеск на сталинскую эпоху, показывающий лучше всего, как часто за фарфоровой одой к радости скрывалась реальная хроника ужасов. И то, и другое на этой выставке в Москве можно будет увидеть до конца ноября.