• ТВ-Эфир
  • Стиль
  • Право
  • Сериал
  • Неизвестная Россия

    Что вам найти?

    Найти
    • 5490
    • 7

    Экипаж подлодки «Ленок» вспоминает преданную забвению спасательную субмарину

    Экипаж подлодки «Ленок» вспоминает преданную забвению спасательную субмарину
    • Экипаж подлодки «Ленок» вспоминает преданную забвению спасательную субмарину
    • Минобороны РФ сообщило о боях 1-го армейского корпуса в районе Авдеевки
    • Ноу-хау российских танкистов: в зоне СВО экипажи ведут огонь из полуоткрытой позиции
    • Единая дата соцвыплат и повышение пенсий: какие изменения вступают в силу 1 июня
    • После обстрела «Градами» в Шебекине отключилось электричество
    • «КамАЗ» протаранил Mercedes на юго-западе Москвы
    • Минобороны заявило о попытке украинских боевиков прорваться в Белгородскую область

    Сегодня двойной праздник у тех, кто некогда служил на подлодках уникального проекта «Ленок». В этом году исполняется 40 лет, как на воду спустили первую субмарину такого типа. Это были единственные в мире подлодки-спасатели, созданные исключительно для эвакуации с глубины экипажей других субмарин.

    Поделитесь этой новостью

    Все подводные лодки высокотехнологичны и элегантны по-своему, но одна из них была шедевром. В советское время государственную премию в области науки и техники просто так не давали. Проект 940 «Ленок» назвали в честь маленькой рыбки семейства лососевых. Вооружения на ней не было вообще, это лодка-спасатель. В иностранных флотах таких лодок не было тогда, в 70-е, нет их и сейчас.

    К созданию субмарины привела одна простая мысль: аварийную подлодку удобнее спасать с помощью другой подлодки. Во-первых, это можно сделать скрытно, можно работать даже подо льдом, да и из других очевидных для моряка соображений.

    Экстерьер судна получился выразительный и мгновенно запоминающийся. Она похожа на большую акулу с двумя полосатыми рыбками-лоцманами, присосавшимися к спине. Это спасательные подводные аппараты, младшие братья которых исследовали затонувший «Титаник». Но эти агрегаты были созданы для того, чтобы, присосавшись к затонувшей подлодке, вывезти оттуда за пару рейсов весь экипаж, если удастся открыть выходные люки. Были предусмотрены и другие варианты.

    Сегодня спустя 40 лет встречаются те самые водолазы, в чьи обязанности входило встречать аварийный экипаж на выходе из торпедного аппарата и провожать их в спасательную лодку. Таких лодок было построено всего две, одна — для Северного флота, вторая — для Тихоокеанского, но какой «Ленок» не возьми, его экипаж был самым задорным на флоте из-за большого количества базировавшихся на ней водолазов и акванавтов.

    Акванавты до 20 дней жили на борту лодки в барокамере под давлением, соответствующим 300-метровой глубине, чтобы в случае необходимости, сразу приступить к подводным работам.

    Лодки проекта 940 могли почти все, вплоть до подъема и буксировки аварийных субмарин. Спасать людей им пришлось лишь однажды. В октябре 81-го подводном положении вывели членов экипажа лодки С-178, затонувшей после столкновения с траулером. Но в силу предназначения лодки-спасатели обычно спасали чьи-то погоны, поднимали со дна потерянную боеголовку межконтинентальной ракеты, затонувшие самолеты и вертолеты, а иногда и потерянные якоря. В 90-е годы на содержание этих лодок флот перестал выделять деньги, а в 2000 году затонул «Курск».

    Как передает корреспондент НТВ Илья Федосов, пока вся страна гадала, как спасти экипаж «Курска», единственная предназначенная для этого лодка доживала свой век на отстое в Екатерининской гавани в городе Полярном, а второй «Ленок» буквально в эти же дни в Китае разделывали на металлолом.