В сфере ритуальных услуг в Петербурге особую популярность приобретает традиция, когда люди хотят еще при жизни иметь памятник на могиле.
В сфере ритуальных услуг в Петербурге особую популярность приобретает традиция, когда люди хотят еще при жизни иметь надгробный памятник. Выглядит он как обычные надгробия на кладбище, но с одной лишь разницей: в дате смерти оставлен прочерк.
Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.
В гараже пенсионера Ивана Коваленко сегодня хранится прошлое — старенький «Москвич» — и будущее — новенький надгробный памятник. На гранитной плите старший прапорщик Коваленко изображен с ныне покойной женой. Вместе прожили больше полувека. Портрет выбирали еще вместе из старых фотографий, чтобы в памяти остаться неразлучными и вечно молодыми.
Иван Коваленко, пенсионер: «Моя дальнейшая судьба? Поеду вместе с памятником на кладбище в Вартемяги. Я спокоен. У меня приятно на душе от того, что я выполнил просьбу и желание жены, в том числе и свое желание».
На стене в мастерской по изготовлению памятников висит виниловая пластинка Аллы Пугачёвой. Но «До свидания, лето!» здесь не слушают. Под стук победитовой спицы гравер Алексей Мокшаров вот уже десять лет создает портреты ушедших. Предпочитает работать по фото, даже если заказчик готов позировать.
Алексей Мокшаров,
Единственное отличие прижизненного памятника от традиционного — это отсутствие даты ухода, а в остальном все так же, даже бланк заказа стандартный. В качестве бонуса вы можете лично выбрать цвет, размер и при желании даже текст поэтической эпитафии.
Надпись «Я уехал — Вы остались» выбрал для своего прижизненного памятника клиент с юмором. Те, кто делает подобные заказы,
Вера Колобкова, заведующая камнерезной мастерской: «Бывают случаи, когда на памятнике просят оставить место для себя. Но потом люди звонят утром и говорят, что не спали всю ночь. В итоге мы композицию выстраиваем так, чтобы памятник предназначался исключительно для усопшего».
Вот уже семь лет Лариса Подрешетникова регулярно навещает на кладбище собственный памятник. Она установила его рядом с родительскими. Долго боролась за единый дизайн. Живых родственников не осталось, так что доверить столь ответственное дело некому.
Лариса Подрешетникова, пенсионер: «Мне бы хотелось заглянуть в будущее, то будущее, которое будет после меня. А как же оно будет выглядеть?»
Что это? Возрождение традиции семейных склепов, попытка преодолеть горечь утраты или возможность примириться с неотвратимостью собственного ухода? На том же Серафимовском кладбище стоит старинный памятник актрисе Нэйи Глориа. По легенде, он был установлен еще при жизни.
Но предусмотрительная заказчица скончалась в больнице и похоронили ее совсем в другом месте. Пенсионерку Подрешетникову эта история не смущает. Она верит, что если хорошо сделать до, то и после будет не хуже.
Лариса Подрешетникова, пенсионер: «Когда ухожу, то всегда говорю ей „до свидания“. Я пошла, а ты живи долго, счастливо и не болей. Всегда так говорю как будто не себе, а ей. И делаю это совершенно спокойно».