В Петербурге растет популярность антрепризных спектаклей. Однако актеры и критики разделились на тех, кто приветствует, и наоборот критикует частную форму постановок.
Лето в Северной столице — пора антрепризных спектаклей. Некоторые критики полагают, что форма антрепризы не способствует развитию вкуса к хорошему театру, а наоборот может разрушить российский репертуарный театр.
С противниками и сторонниками театральной антрепризы встретился корреспондент НТВ Павел Рыжков.
В академических театрах платят мало, а материальная составляющая важна даже для знаменитостей. Именно поэтому все актеры готовы играть в антрепризе. Пусть порой эти спектакли и оформлены скромно, но его величество актер наполняет зал своей энергетикой. И это самое ценное.
Впечатлительная героиня Лии Ахеджаковой в спектакле «Персидская сирень» боится смотреть американское кино. Но театр сегодня тоже становится коммерческим. Модное явление — театральная антреприза — привлекает зрителя громкими именами, а продюсерам обеспечивает кассу.
Спектаклю «Персидская сирень» уже более 10 лет. Но где бы ее не давали в России, зал полон всегда. Постановка с успехом шла и за границей. Частное театральное предприятие нередко оказывается более востребованным, чем государственное.
Такую же ситуацию можно наблюдать и на западных подмостках. Михаил Жигалов неоднократно играл в зарубежных частных труппах и считает этот опыт положительным.
Михаил Жигалов, заслуженный артист России: «На западе стараются удерживать группы актеров, вокруг которых они строят репертуар. В антрепризе действительно есть много плюсов. Но
Нашу антрепризу можно узнать по простым декорациям, настолько мобильным, что все сценическое оформление возят, как говорят, в одном купе.
Заказ специального транспорта увеличивает стоимость спектакля, но есть и исключения. Та же Лия Ахеджакова — ветеран антрепризного движения — играла у Фокина в «Старосветских помещиках». Сценографии этой постановки мог позавидовать любой репетуарный театр.
Но чаще в частных труппах срабатывает коммерческий принцип. Спектакли ставят в расчете не на взыскательный вкус публики, а на прибыль.
Нина Петрова, театральный продюсер: «Это абсолютно не в стиле Петербурга. Но, к сожалению, это началось и в нашем замечательном городе. И я вижу, что на дурацкие спектакли ходят по сто раз, а если привозят Гинкаса или Фоменко, аншлагов не будет».
Народная актриса России Ольга Аросева для себя считает антрепризу творческой отдушиной.
Ольга Аросева, народная артистка России: «Наши театральные труппы растягиваются до невероятных размеров. И просто физически все актеры не могут
А что же остается зрителю? Уже появились авторы, которые пишут специально для антрепризы. Спектакль идет на ура, если у него бытовой сюжет и со сцены звучат шутки ниже пояса.
Но, как говорят в академических театрах, если антрепризное движение захватит большинство площадок, вкус зрителя к качественным постановкам вскоре будет, если не потерян, то окончательно испорчен.