В Великом Новгороде возрождаются народные традиции. В городе живут несколько мастеров, восстанавливающих старинные музыкальные инструменты и золотошвейные головные уборы.
Судьбы музыкальных инструментов, сделанных руками именитых мастеров, Амати, Гварнери и Страдивари, не сравнимы с историей старинных инструментов, созданных в российской глубинке.
Первые могут жить по
Жизнь вторых инструментов гораздо короче, а их восстановление требует высокого мастерства и почти хирургической точности.
С мастерами, возрождающими старинные вещи в Новгородской области, встретилась корреспондент НТВ Анна Пейчева.
Восстановление старинных вещей
Пациенты Юрия Иванова после операции радуют не только глаз, но и слух. Новгородский умелец восстановил до рабочего состояния десятки старинных музыкальных инструментов.
Сейчас на операционном столе — тяжелый случай. Английская мандолина XIX века вряд ли
Мастер решает восстанавливать только внешний вид мандолины. Пациенту прописан легкий макияж и спокойная жизнь за музейным стеклом. В медицинской практике это называлось бы «постельный режим». Юрий Иванов действительно относится к своим инструментам как к живым существам, талантливым, но несчастным.
Юрий Иванов, мастер: «Я представляю, сколько она сыграла мелодий, сколько приносила веселья или слез людям. Это целая история».
Колесные лиры — любопытнейший старинный инструмент, но сегодня все чаще можно встретить новодел. Юрий Иванов называет реконструкцией процесс, когда по старинный чертежам и технологиям предмет создается с нуля.
Мастер специально состаривает дерево, чтобы сходство с исторической вещью было полным. Отличие одно — качество звучания на порядок лучше, чем было бы у древней колесной лиры. Это странный симбиоз шарманки, пианино и гитары.
В соседней мастерской новгородского Дома творчества реконструируют старинные золотошвейные головные уборы. Дина Чайникова,
Тысячи стежков, жемчужные узоры, бисерные подвески с математической точностью повторяют исторические схемы. Оригиналы таких головных уборов находятся в этнографических музеях.
Но копии вызывают у туристов не меньший восторг. Пожалуй, это даже интереснее: ведь каждый кокошник можно примерить и ощутить себя крестьянкой
Дина Чайникова, мастер: «Сейчас материал, с которым я обычно работаю — это люрекс. Раньше была настоящая золотная нить. А сейчас материал другой по структуре, и по фактуре. Как правило, это турецкое или немецкое производство. А в старину использовали нитки для золотного шитья, они были совершенно другого вида».
В Новгородском Доме творчества пока немного старинных экспонатов и их точных копий. Но уже сотни посетителей, желающих в буквальном смысле прикоснуться к истории. Здесь, в древних монастырских стенах, формируется музей нового поколения.