Российские производители фур ищут замену импортным деталям из-за десятого пакета санкций

30.03.2023, 11:20

Видеосюжет: Алексей Квашенкин
Видео программы «Сегодня»

Российские производители полуприцепов, а также автофургонов за последний год нарастили свою долю в продажах. Уход из страны западных компаний расчистил площадку для отечественных предприятий. Однако говорить о том, что европейские санкции совсем не отразились на отрасли, не приходится. Российское автомобилестроение всё еще нуждается в импортных деталях. Фуры, которые выпускают на российских заводах, более чем наполовину состоят из иностранных запчастей.

Коммерческие полуприцепы, которые мы в обиходе называем «фуры», — это важная, если не сказать стратегическая часть экономики. Импортные поставщики полуприцепов из России ушли. И ситуация могла бы быть такой же драматической, как, например, на рынке легковых машин, но уход европейских брендов российский рынок не обрушил.

В чем разница? В России было кому занять освободившуюся нишу: есть десятки предприятий, производящих отечественные полуприцепы.

Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода «Тонар»: «Спрос восстанавливается гораздо быстрее, чем мы себе это представляли. Мы уже видим загрузку производства. Начиная с конца весны до конца года на 100 процентов. Именно из-за этого мы инвестируем большие средства в расширение».

Михаил Сагов, директор по прицепной технике Великолукского опытного машиностроительного завода: «На текущий момент завод загружен практически до конца года. То есть сроки уже до 180 рабочих дней достигают. Думаю, что и по остальным заводам в России обстоит ситуация так таким же образом».

Александр Михайленко, директор машиностроительного завода «Бонум»: «На территории Российской Федерации мы с удовольствием занимаемся импортозамещением. Качество данной продукции ничем на сегодняшний день не отличается от полуприцепов, которые поставлялись в Российскую Федерацию из-за рубежа».

Это хороший пример того, как сработали меры господдержки: здесь и льготные займы фонда развития промышленности, и программа субсидий Минпромторга для лизинговых компаний. Однако всех участников рынка беспокоит, что будет с этой индустрией уже через несколько месяцев, ведь десятый пакет европейских санкций запретил поставки в Россию комплектующих. На рынке уже есть проблемы с высокопрочной сталью, электрикой, крыльями. Больной вопрос — оси, самый выскоотехнологичный узел прицепной техники. За простым названием скрывается целый комплекс устройств: тормоза, амортизаторы, пневматика. А один из отечественных производителей осей — сам крупнейший завод полуприцепов, и обеспечивать конкурентов — не его задача. А другие предприятия не готовы пока дать именно те оси, которые нужны для «дальнобоев».

Поэтому производители полуприцепов просят «притормозить» с 50-процентным порогом локализации. С импортными осями локализация меньше 50%, а от этого зависит выплата субсидии, покрывающей утилизационный сбор, который сейчас — 600 000 рублей за каждый полуприцеп.

Новости по теме

Читайте также