Бесспорный мастер: в Мариинском театре чествуют Бориса Грузина

05.07.2022, 19:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня — Санкт-Петербург»

В Мариинском театре поздравляют дирижера и народного артиста РСФСР Бориса Грузина. Маэстро исполнилось 85. В юбилейные дни музыкант встал за дирижерский пульт на балете «Жизель».

Он всегда готов к выходу почти три десятка лет только в Мариинском театре и все 60 в своей карьере, когда встал за дирижерский пульт. Борис Грузин до начала успевает принять поздравления с юбилеем и зайти на сцену к артистам балета.

В репертуаре дирижера 80 спектаклей и не только балетные. Но здесь феноменально образованный Грузин давно снискал уважение коллег.

Людмила Чайковская, первая скрипка симфонического оркестра Мариинского театра: «Тут он мастер бесспорный. Он прекрасно знает хореографию. И я понимаю, что он один из самых любимых дирижеров у артистов балета».

Юрий Фатеев, руководитель балетной труппы Мариинского театра, заслуженный артист России: «Он должен знать, что за чем, какое движение, специфику каждого артиста, каждого танцовщика. Кто-то двигается более быстро, кто-то более медленно. У кого-то зависающий прыжок, кто-то на подходе опережает. Кто чуть-чуть отстает, нужно подождать. Эта балетная специфика, которой невозможно обучить».

Борис Грузин не играет, как принято считать в ногу. Он задает темп и ведет музыкой за собой танцовщика, и даже может подхватить в прыжке.

Борис Грузин, народный артист РСФСР, дирижер Мариинского театра: «Надо знать этот жанр. Если в оперной партитуре партии солистов хора выписаны и дирижер может с ними ознакомиться дома. Для того, чтобы знать балет, нужно ходить в балетные залы».

Первое знакомство со всем классическим репертуаром у Грузина произошло в детстве. Его семья после войны жила в Новосибирском театре оперы и балета. И от третьего яруса зрительного зала их отделяло всего несколько ступеней. Начинал Борис Ефимович как оперный дирижер, но балет в его жизни занял особое место. Маэстро всегда прислушивается к пожеланиям артиста: тут не тяните, тут не гоните и вообще играйте ровно.

Артисты, исполняющие виртуознейшие пируэты на сцене, всегда остаются благодарны Грузину за поддержку в прямом и переносном смысле. Он точно помогает: верхняя поддержка балерины становится легкой и зависание в прыжке — всё благодаря звучанию оркестра.

Спектаклями Мариинки Грузин дирижировал от Австралии до США. В Лондонском «Ковент-Гардене» руководил исполнением оперы «Мазепа», и в этом же театре с 2004 года постоянный приглашенный дирижер балетных спектаклей.

Были выпущены несколько записей с лейблом королевского балета. В жизни дирижера была и собственная сложная из-за большого хора постановка оперы Бетховена «Фиделио». Грузин говорит о ней словами композитора Малера, что не променял бы ее на все оперы Вагнера.

Павел Рыжков

Читайте также