«Балтийский фланг»: станет ли блокада Калининграда поводом для войны

25.06.2022, 15:20

Видеосюжет: Алексей Петрушко
Видео программы «Центральное телевидение»

Литва запретила перевозить через свою территорию в Калининградскую область часть грузов, которые попали под санкции Евросоюза. Против России уже действует огромное количество санкций, поэтому запрет может коснуться почти половины всего железнодорожного транзита в Калининград. Российский МИД решение Литвы назвал «откровенно враждебным» и пригрозил «действиями по защите своих национальных интересов». А западные СМИ всерьез обсуждают вопрос — может ли «балтийский фланг» украинского кризиса стать casus belli, то есть поводом к войне.

НАТО провело крупнейшие в своей истории военные учения на берегах Балтики — с самолетами и системами ПВО, Совпадение или нет, но на Западе как будто готовились к возможному развитию ситуации, которую решил заварить Вильнюс. Литва закрыла автомобильный и железнодорожный транзит в Калининград, словно давая повод России для объявления войны.

Чарльз Купчан, бывший советник Барака Обамы по вопросам безопаности в Европе: «Очевидно, что это ситуация очень опасна, ведь Литва входит в состав НАТО. Как следствие, в случае каких-либо военных действий в адрес Литвы, это автоматически перерастет в военный конфликт против НАТО. А это, в свою очередь, станет гарантией коллективной обороны Альянса. Я надеюсь, что холодный разум победит и мы не станем свидетелями обострения конфликта между Россией и НАТО».

Двадцать лет назад, когда Литва решила стать частью европейской семьи, транзитный коридор в Калининград был одним из главных условий вступления в ЕС — так неужели соглашение, подписанное Вильнюсом, Москвой и Брюсселем, больше ничего не значит?

Гитанас Науседа, президент Литвы: «Литва не вводит санкций со своей стороны — мы просто соблюдаем правила Европейского союза и применяем санкции в соответствии с этими правилами».

И тут встает вопрос: как все это ударит по самой западной части России, которую еще совсем недавно было принято считать окном в Европу — Калининграду? Ведь новая логистика, хоть и коснулась чуть меньше половины ввозимых грузов, однако поставила под удар всю экономику и промышленность. В России это называют блокадой, но чиновники как в Европе, так и в самой Литве говорят, что никакой блокады нет — есть только антироссийские санкции.

Чарльз Купчан: «Стратегия Запада в целом — поднятие ставок для Москвы из-за ее агрессии против Украины, чтобы заставить Россию остановиться».

В некоторых западных СМИ уже всерьез рассуждают о том, а не нанесет ли Россия в ответ удар по так нызываемому Сувалкинскому коридору? Эта узкая полоска земли длиною примерно в 100 километров на границе Польши и Литвы через город Сувалки гипотетически могла бы соединить территорию Белоруссии с Калининградской областью России.

Антон Алиханов, губернатор Калининградской области: «С практической точки зрения — там нормальной шоссейной дороги, которая могла бы работать для автомобильного транзита, нет. Второе — здесь нет железнодорожной линии. И кроме как пешком ходить до Гродно он не нужен. Более того, с точки зрения военной, этот коридор очень странная затея — вы находитесь под атакой и со стороны Литвы, и со стороны Польши. В чем смысл пробивать это коридор?»

Сейчас для всего Запада остается загадкой — какие ответные меры примет Россия? Литовский президент Науседа предполагает, что отключит Вильнюсу свет.

Антон Алиханов, губернатор Калиниградской области: «Они уже больше полугода не покупают у нас электроэнергию. Да, мы с ними в едином кольце и технические перетоки есть, но они не покупают у нас электричество, поэтому отключение их от энергокольца, с точки зрения экономики, их не будет ущемлять. И если принимать какие-то меры, то только те, что наносят какой-то урон».

И стоило Москве пригрозить серьезным и уже не дипломатическим ответом, как глава европейской дипломатии Боррель вдруг решил сгладить углы, сославшись на самую обычкновенную европейскую бюрократию. И получается какой-то парадокс: Вильнюс запрещает транзит в Калининград, ссылаясь на антироссийские санкции ЕС, в Брюсселе сначала одобрительно кивают, затем называют это интерпретацией Литвы — ведь по факту грузы везут с территории России на территорию Россию, а в санкционном пакете о таком запрете нет ни слова. Так или иначе, но для товаров из черного списка теперь остается лишь один путь — паромом по Балтике.

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также