«Санкции начинают кусаться»: европейцы страдают от бедности

12.06.2022, 17:50

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

Запад хотел исключить Россию из большой экономической игры, считая, что экономика российская слишком маленькая, чтобы это сильно ударило в ответ. Теперь уже обсуждается угроза существования всему Евросоюзу. Почему эти правила начали играть против тех, кто их придумал?

На немецких вокзалах пассажиры штурмуют поезда. Такой небывалый спрос объясняется просто: начал работать общенациональный единый проездной, который обходится всего в 9 евро в месяц. Кому-то показалось, что это настолько хорошо, что чуть не стало плохо: людей, как сардин в банке, можно задохнуться, жалуются пассажиры.

Впрочем, для многих антикризисный единый стал настоящим спасением, так как постоянное повышение цен на бензин заставляет немцев отказываться от поездок на автомобилях. Причем это чуть ли не единственная сработавшая мера, попытки правительства регулировать цены с помощью налоговых льгот рост не остановили.

Против такого же взлета стоимости топлива в Польше местные водители протестовали с выдумкой. Они заблокировали въезды на несколько заправок якобы из-за поломок и, пока их не разогнала полиция, простояли почти час, притворно сокрушаясь. «Не знаю, сколько времени нужно, чтобы все починить. Но у меня другой вопрос: сколько надо времени, чтобы снизить цены?» — спрашивали они.

Утешительных ответов на этот вопрос нет. Шестой пакет европейских санкций против России, предусматривающий частичное нефтяное эмбарго, только ухудшает прогноз цен не только на бензин, но и по цепочке на все остальное.

Мария Демерцис, экономический эксперт компании Bruegel: «Нас определенно ждет еще один год аномальной инфляции. Например, в Бельгии цена на муку удвоилась, это сказывается и на стоимости хлеба. Конечно, мы ощущаем это и на заправках, и в магазинах. Скажу больше, скорее всего, ситуация еще несколько ухудшится, так что, нам нужно к этому готовиться».

Готовиться явно стоит ко всему, ведь Евросоюз не собирается останавливаться на достигнутом, его высшие руководители твердят: все идет по плану, скоро возьмемся за газ.

Урсула фон дер Ляйен, глава Еврокомиссии: «Мы движемся в верном направлении. У нас есть общее газовое хранилище, сегодня наши хранилища заполнены на 44%. Это лучше, чем в прошлом году, тогда они были на уровне 40%, так что мы действуем правильно».

Роберта Метсола, председатель Европейского парламента: «Да, санкции начинают кусаться. Но экономические жертвы — это инвестиции в наше будущее в свободном демократическом мире. И мы обязаны идти дальше. Россия должна дорого заплатить за продолжение своей политики. Путин смотрит на нас и надеется, что мы моргнем первыми».

Правда, то, что в европейских штаб-квартирах кому-то кажется игрой в гляделки, на практике оборачивается куда менее увлекательными заботами для тех, кто и до нынешнего скачка цен еле сводил концы с концами.

В Германии в Интернете набирают популярность публикации с хештегом #ЯстрадаюОтБедности, где люди рассказывают о том, о чем раньше было не принято откровенничать, о том, как тянут до зарплаты или пытаются сэкономить на самом необходимом. Истории с такой пометкой за месяц набралось больше 150 тысяч. Йорг Мертенс — один из тех, кто не постеснялся написать том, что его пенсии по инвалидности уже мало на что хватает.

Йорг Мертенс: «Бывают дни, когда я сознательно голодаю, чтобы на следующий день была еда для полноценного обеда».

Согласно опросам, почти половина немцев начала экономить на продуктах. В других европейских странах ситуация не лучше. Во всемирно известном своим люксовым шопингом Милане выстраиваются очереди уже не в модные магазины, а за бесплатной едой.

Когда обычные граждане даже в богатых, причем по европейским меркам богатых странах, впадают в уныние и считают, что их продуктовая корзина, скорее, наполовину пуста, чем полна, то политики в европейских правительствах тоже начинают нервничать. То, что известно как евроскептицизм, то есть критическое отношение к ЕС и его единству, эффективности его экономических и политических инструментов, превращается в настоящий европессимизм, когда под сомнение ставятся само будущее европейского сообщества.

Противоречия внутри Евросоюза стали более чем очевидны при принятии последнего пакета антироссийских санкций. Дело не только в том, что страны разошлись в подходах, отстаивая свои экономические интересы. Как считает французская газета Le Monde, разногласия куда серьезнее.

Из материала Le Monde: «Вопрос о целях союзников Киева в военной операции на Украине уже вызвал напряженность в отношениях с Соединенными Штатами и в данный момент раскалывает Европу пополам. Это раскол только усилился после недавней ремарки Эммануэля Макрона о стремлении „не унижать Россию“».

По мнению обозревателей газеты, ЕС сейчас делится на два лагеря — сторонников умеренной линии, тех, кто надеется на политическое урегулирование, среди них Франция, Германия и Италия, и непримиримых, требующих войны до победы, это страны Балтии и Польша.

Есть еще и отколовшаяся от ЕС, но, по сути, примыкающая к полякам и прибалтам Великобритания. Но позиции ее лидера Бориса Джонсона сильно подорвало партийное голосование по вотуму доверия. Оно завершилось в пользу премьера, но показало шаткость его положения. Украинский кризис явно этому способствовал. Инфляция в Соединенном Королевстве, которое ввело все возможные санкции против России, бьет рекорды.

Обострили эти споры о будущем отношений ЕС и Москвы и заявления бывшего канцлера Ангелы Меркель. Ее считают архитектором российско-европейских отношений. Теперь многие ждали о нее покаяния, но не дождались.

Ангела Меркель, бывший канцлер Германии: «Дипломатия никогда не бывает ошибочной, даже если она не увенчалась успехом. Я не считаю, что можно сказать, что это неправильно. И я не буду извиняться».

Меркель также прозрачно намекнула, что за провал европейской политики в отношении России несут ответственность и США, которые в своих экономических интересах, например, в ситуации с «Северным потоком — 2» были готовы пойти против своих же союзников в Европе. О том, что Вашингтон продолжает разрушительно действовать на европейское единство, говорят и другие политики.

Мислав Колакушич, депутат Европарламента от Хорватии: «Внешнюю политику, политику обороны и безопасности ЕС сегодня можно описать одним предложением: Евросоюз стал 51-м федеральным штатом США, но без права голоса».

Правда, раздрая внутри ЕС хватает и без Вашингтона, причем по всем направлениям. Поляки подозревают немецких промышленников в саботаже санкций.

Анджей Дуда, президент Польши: «Простите, может быть, кто-то в Германии обидится, но там кое-кому наплевать на то, что происходит с Украиной и что происходит с Польшей. Они говорят: мы хотим заниматься бизнесом, зарабатывать деньги. Вероятно, в Германии не верят, что русская армия сможет в очередной оккупировать Берлин».

Венгрия подвергается нападкам за нежелание присоединяться к нефтяному и возможному газовому эмбарго, Будапешт в ответ обвиняет западный мир в искусственном затягивании военной фазы конфликта.

Виктор Орбан, премьер-министр Венгрии: «Украина имеет право на самооборону, но настоящий вопрос в том, что делают Запад и американцы, поставляющие вооружения, боеприпасы и военную технику украинской армии. Мы должны использовать все средства, чтобы достичь мира, а не для продолжения войны».

Один из самых заслуженных ветеранов европейской политики, бывший польский президент Лех Валенса вообще неожиданно заявил о том, что ЕС надо распустить и собрать заново, но уже без Польши и Венгрии. Канцлер Шольц тем временем ведет переговоры по вступлению в Евросоюз Сербии, одновременно пытаясь убедить ее присоединиться к санкциям, давая понять, что это что-то вроде членского взноса при приеме в ряды европейской партии.

Олаф Шольц, канцлер Германии: «Россия не может диктовать условия мира Украине, она должна договориться о соглашении, в котором будут гарантированы территориальная целостность и суверенитет Украины. Поэтому мы ожидаем, что санкции против России будут поддержаны всеми кандидатами на вступление в ЕС».

Но тут Шольц явно передавил, к тому же наступил на больную мозоль сербов, заявив, что еще одним условием принятия Белграда должно стать признание независимости Косова. И получил жесткий ответ президента Вучича.

Александр Вучич, президент Сербии: «Вы так дорожите территориальной целостностью Украины, но мы не меньше дорожим территориальной целостностью Сербии. Извините».

Попытки сплотить Европу против России, кажется, работают наоборот. Как пишет аналитик агентства Bloomberg: «Война на Украине объединила членов ЕС, но ее последствия приведут к расколу». Двусмысленность политики ЕС со всей прямотой описал чешский президент.

Милош Земан, президент Чехии: «Мы, с одной стороны, угрожаем России, что не будем у нее покупать газ, с другой стороны, мы боимся, что Россия сама прекратит эти поставки. Такая позиция несколько шизофренична».

В отличие от политиков, обычные люди реагируют вполне адекватно. Согласно социологическим исследованиям, в большинстве европейских стран перешли в режим жесткой экономии. В Германии повысился спрос на услуги консультантов по энергосбережению. В одном из домов, например, такой специалист собирается установить систему, которая избавит хозяина от необходимости использовать газ и солярку.

Ян Асбар, консультант по энергетике: «Судя по всему, кровля тут не герметична и подтекает. Я бы не стал долго ждать, крышу нужно поменять».

Не нужно бояться расходов, говорит специалист, коммунальные счета уже осенью могут оказаться куда более пугающими. Хозяев, правда, и не нужно уговаривать, тем более что на этой неделе в некоторых районах Германии неожиданно выпал снег, как бы давая понять, что зима и суровые времена ближе, чем кажется.

Алим Юсупов

Связанные новости

Новости по теме

Читайте также