На фестивале «Дягилев. P.S.» показали балеты-посвящения Леониду Десятникову

08.11.2021, 20:43

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Звездные хореографы и смелые артисты балета в эти дни показывают в Петербурге неожиданные постановки, полные экспериментов. В 12-й раз в городе проходит международный фестиваль искусств «Дягилев. P.S.». Открытие смотра посвятили композитору Леониду Десятникову. На музыку композитора-постмодерниста четыре хореографа поставили балеты-посвящения.

Леониду Десятникову можно было придумать посвящение только потому, что из ныне живущих композиторов он единственный, кто написал для Большого театра оперу и балет. И единственный композитор, а не дирижер, занявший пост музыкального руководителя столичного коллектива, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Пианисту Алексею Гориболю, давно вдохновленному произведениями Десятникова, проект интересен своим построением. От вальса в честь Диккенса с тонким звучанием рояля до масштабной кантаты.

Алексей Гориболь, пианист, заслуженный артист России: «Получилась достаточно беспрецедентная история. Звучит разная музыка, но одного композитора. Разные хореографы пытаются ее понять, ее найти, ее услышать и по-своему хореографически воплотить».

Музыку Десятникова к титрам фильма «Подмосковные вечера» взял хореограф Мариинки Максим Петров. Тема, которую композитор писал для кино, получила иное прочтение в танце. В балете «Три тихие пьесы» возникает иллюзия домашнего очага из прошлого. Туда можно вернуться, но уже как в потусторонний мир.

У Андрея Кайдановского черная комедия в танце о людях, покинувших мир, оборачивается безумной пляской смерти. В качестве музыкального материала — саундтрек к ленте «Закат», где Десятников соединил танго, аллюзию на Рахманинова и танец «7:40».

В элегии «Как старый шарманщик» для скрипки и фортепиано композитор переработал темы Шуберта. Максим Севагин придумал комбинацию движений на препарированную классику.

Руководитель балетной труппы «Урал оперы балета» Вячеслав Самодуров создал ультрасовременную хореографию на кантату «Дар». Мощное музыкальное произведение с участием хора, поющего стихи Державина, написано композитором в 20 с небольшим лет. Как уверяет сам Десятников, тогда он был другим человеком.

Леонид Десятников, композитор, заслуженный деятель искусств России: «Можно сказать, я не несу ответственность за его мотивы и его настроения. В этих стихах есть какие-то аллюзии к началу 1980 годов. Кроме того, меня привлек архаический язык Державина, поскольку в то время, да и сейчас, он звучал достаточно свежо, чрезвычайно авангардно».

Ему лестно и приятно такое посвящение его творчеству. К ногам композитора с колосников упали сотни гвоздик. А фестиваль «Дягилев P.S.» удостоил приза «Удиви меня». Он действительно давно удивляет публику и критиков в кино, на оперной сцене и в балете. Каждый раз то опровергая, то подтверждая в своем творчестве постмодернизм, и создавая целый мир на свой музыкальный лад — Леонида Аркадьевича Десятникова.

Читайте также