Его балет опережает время: Борис Эйфман принимает поздравления с 75-летием

22.07.2021, 20:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Борис Эйфман сегодня принимает поздравления. Хореограф с мировым именем, народный артист России уже в 31 год создавший свой театр, а потом и школу, автор ни с чем не сравнимого стиля, отмечает 75-летие.

Неизвестное в известном балетмейстер Борис Эйфман ищет две трети своей жизни, и каждый раз находит в душой исполненном полете. Сегодня мастеру — 75 лет, 50 из которых он пишет романы и пьесы, но не словом, как его Мольер, а как Роден — движением и пластикой.

Борис Эйфман, художественный руководитель театра балета и Академии танца: «Я сочиняю балеты только на те сюжеты, только с теми героями, которые мне очень близки. И вот эта борьба нового и вечного, отражаемая в сюжетах моих спектаклей, она мне тоже очень близка».

Новое в руках мастера становится вечным, по крайней мере, в танце. Эйфман создал уникальный русский психологический театр балета. Для него в Академии танца подобно вагнеровским певцам готовят эйфмановских танцоров. Для них важна не только физическая, но и эмоциональная форма, чтобы не просто исполнять, а проживать танец.

«Вы никогда не знаете своих возможностей» — эти слова артисты балета Эйфмана слышат от мастера регулярно, да и сам балетмейстер живет и работает под таким девизом. Его творчество — эксперимент и поиск. В 94-м он ставит «Дон Кихота» с до тех пор забытыми сценами, в 2005-м выписывает любовный треугольник Анны Карениной, а в 2015-м совмещает классический балет с джазом и бальными танцами.

Олег Габышев, ведущий солист балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана: «Он очень любит какие-то прыжки и смены направления в воздухе. Чтобы ты прыгнул в одну сторону и приземлился в другую. Этот поиск от невозможного приходит к какому-то оригинальному».

Балет в руках Эйфмана — как живое серебро. Минутный отрывок мастер может прорабатывать с артистами несколько часов, а на следующий день поменять его полностью. Ни один спектакль, кроме «Анны Карениной», не дошел до сегодняшнего дня в том виде, в каком задумывался постановщиком.

Борис Эйфман идет в ногу со временем, никогда не останавливается и повторяет: «Жить надо будущим». Может, поэтому в некоторых постановках время он опережает.

Читайте также