Мир стал опаснее: что стоит за кампанией Трампа и Нетаньяху против Ирана

13.05.2018, 20:57

Видео программы «Итоги недели»

Дональд Трамп вышел из ядерной сделки с Ираном. К этому все шло: он с первого дня объявлял, что «Иран должен быть наказан». Все до последнего надеялись, что обойдется, но мир стал опаснее лишь после одного заявления Трампа.

Каве Афрасиаби, профессор политологии, советник Ирана в ходе переговоров по заключению СВПД: «Трамп называет это политикой напряженности, но проблема даже не в том, что Иран — не Ирак. Это очень влиятельная в регионе страна, у нее крепкие нервы, у нее много союзников. А вот союзники Трампа теперь не понимают, как им защитить свои интересы, потому что Трамп ввел против Ирана санкции, а сделка такова, что европейцы с иранцами торгуют, они вложили уже многое. И теперь как им защитить даже не Иран, а свои деньги от Трампа?»

Грэхам Аллисон, политолог, в 1993–1994 гг. советник министра обороны США: «Я только что говорил с представителями израильской разведки, они уверены: если раньше была угроза, что бомбу иранцы сделают через 10 лет, то теперь эта угроза значительно выше. Для европейцев это пощечина, они трудились над соглашением много лет, они верили в то, что базовый элемент международных законов — договоры должны соблюдаться — работает. Они целым караваном ездили в Вашингтон, пытались Трампа остановить, но почему-то его не убедили, почему-то он выбрал дружбу с Нетаньяху».

Для Израиля это своя игра. Он считает Иран такой угрозой своему существованию, что готов к абсолютно любым боям без правил. Иран тоже отвечает: мы нанесем такой удар, что мало не покажется никому. И в этой ситуации, казалось бы, при чем тут Трамп?

Предполагается, что над разрушением сделки Трамп мог думать давно и не один. Сейчас два советника Барака Обамы — Бен Родс и Колин Кол — заявляют: еще в 2015 году, когда мы сделку готовили, за нами и нашими семьями следила израильская фирма Black Cube, нам присылали странные письма, странные угрозы. А когда сопоставили, что Трамп ездил еще до избрания в Израиль и обещал сделать все, чтобы сделку отменить, поняли: это и было начало, а Black Cube — фирма, которая работает только по черным делам. Это бывшие агенты Моссад, которые бывшими не бывают.

Белый дом ответил на эти заявления молчанием.

Нил Кларк, журналист: «Здесь главный вопрос — зачем Трамп это сделал. Ведь вопрос не в бомбе — Иран четко выполняет свои обещания. Вопрос в смене режима. Трамп хочет давить Иран до тех пор, пока не свергнет там власть. Он этого не скрывает».

Грэхам Аллисон, политолог, в 1993–1994 гг. советник министра обороны США: «И Трамп, и Нетаньяху решают за счет этого конфликта свои внутренние проблемы. Трамп продает оружие и отвлекает от своих скандалов с русскими, Нетаньяху — от скандала с коррупцией и палестинцев. Они нашли друг друга, но это может обоим дорого стоить».

Но они не просто нашли друг друга — они затеяли переезд. Уже 14 мая, в день основания Израиля американское посольство переедет в Иерусалим. И это больше, чем просто переезд. Это признание де-факто для израильтян той политики, которую они ведут. И это может вызвать невероятную эскалацию насилия в регионе, поскольку весь арабский мир выступил против этого решения.

Подробности — в сюжете программы «Итоги недели» с Ирадой Зейналовой.

Новости по теме

Читайте также